Черемисина Екатерина Ивановна
Консультация родителям и педагогам «Психоневрологические проблемы в родовой травме»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
Двухлетний ребёнок не может связно говорить, поздно начал ходить. Школьник плохо учится.
Эти симптомы не стоит пропускать
Чего не видят педиатры
Воспитатели детских садов и учителя начальной школы давно подмечают: если раньше в группе или классе было 1–2 ребёнка с нарушениями речи или задержкой развития, то сейчас таких детей чуть ли не половина.
В большинстве случаев причина психоневрологических проблем в родовой травме.
Как вовремя заметить и исправить нарушения?
Не вешайте болезнь на шею.
Публикация «Консультация родителям и педагогам „Психоневрологические проблемы в родовой травме“» размещена в разделах
Все неврологи знают, что главную роль в развитии центральной нервной системы ребёнка играет кровоснабжение ствола головного мозга.
Он находится в задней черепной ямке, и питают его позвоночные артерии.
Любые повреждения шеи при родах ведут к ухудшению кровотока в этих артериях, а значит, и в стволе мозга.
Итог – неврологические нарушения вплоть до таких тяжёлых, как ДЦП.
Известный детский врач-невролог Александр Ратнер ещё в 70-х годах XX века первым догадался, что при травмах центральной нервной системы у новорождённых причину надо искать в… шее.
Благодаря ему сотни малышей были спасены от гибели и инвалидности.
А недавний Данидинский эксперимент в Новой Зеландии показал: дети, у которых в детстве выявили нарушения кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы, в разы чаще заболевают шизофренией, аутизмом и аутоиммунными патологиями – ревматоидным артритом, рассеянным склерозом и другими.
Сейчас очень часто встречаются дети, которым ставят под вопросом диагноз "аутизм" или "расстройство аутистического спектра" – ребёнку 5 лет, а он плохо говорит, замкнут, ведёт себя странно. Вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь её – и аутизм проходит.
Почему вдруг такой эпидемией стали родовые травмы шеи и связанные с ней проблемы?
Сегодня у редкой женщины беременность и роды проходят без осложнений. Виноваты плохая экология, поздний возраст рожениц, а значит, и букет накопленных к моменту появления малыша болезней.
В итоге, когда она попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить обе жизни с минимальным вредом для здоровья. Например, применяют особые вещества, стимулирующие роды, надавливают на живот, если ребёнок тяжело идёт по родовым путям и рискует задохнуться.
А если роды начались раньше времени, скажем, на 38-й неделе (сегодня считается нормой, то у ребёнка чуть-чуть недосформировались хрящевые структуры, им не хватает плотности, и риск повредить шею, когда он буквально вкручивается в родовые пути винтом, а сверху к тому же давит акушерка, ещё выше.
Но больше всего свёрнутых шей даёт кесарево сечение. Когда ребёнка достают через небольшой разрез у женщины в животе, его фактически складывают пополам, и шея травмируется…
Явные проблемы неонатолог выявит, на мелочи и скрытые симптомы внимания может не обратить. Жив? Кричит? Дышит? Грудь берёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!
Чего не видят педиатры
Есть тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.
Если новорождённый младенец не спит по ночам и кричит – это ненормально.
Значит, центр сна, который находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью.
Ребёнок должен просыпаться, только чтобы поесть. Если у него нет проблем с животиком, температуры, инфекций в складках кожи, значит, остаётся родовая травма.
Когда ребёнок постоянно срыгивает и это не связано с сужением клапана желудка, вероятно, у него повышенное внутричерепное давление: венозный отток нарушен опять же из-за того, что вены шеи при родах пережали сместившиеся шейные позвонки.
Часто педиатры ставят малышам синдром «слабый тонус рук».
Он тоже может развиться при нарушении кровотока шейных сегментов спинного мозга, где берут начало нервы плечевого сплетения.
А ведь через пальчики, тактильные ощущения в мозг поступает информация, благодаря которой ребёнок познаёт мир, обучается. Как следствие – задержки в развитии, в том числе речи.
НЕВРОЛОГ, КАНДИДАТ МЕДИЦИНСКИХ НАУК А. Ю. ШИШОНИН