Колядина Марина
Ритмодекламация как комплекс развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмодекламация, как комплекс развития музыкальных способностей дошкольников.
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Её называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Само название «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
Публикация «Ритмодекламация как комплекс развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
Основной целью ритмодекламации является развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация является одной из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Как показывает практика, ритмодекламация открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки : темп, ритм, регистр, тембр, артикуляция, динамика. Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, звукоподражанию, словам, понятным только детям. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Ритмодекламация разучивается и как вокальное произведение, при этом внимание детей должно быть сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога, внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонирования.
Игры, используемые, для развития ритмодекламации :
• Речевая игра с движением.
• Речевая игра со звучащими жестами.
• Речевая игра с музыкальными инструментами.
• Коммуникативная игра.
• Ритмодекламация- релаксация.
Приемы, используемые на музыкальных занятиях при работе над ритмодекламацией :
• Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.
• Игра со звуком (выявление звуков, выразительности, мягкости, твердости, изобразительности звуков.).
• Игра с рифмами: дорифмовывание стихов; игра в рифмы с мячом.
• Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.
• Чтение стихов жестами.
• Способ "телесной игры" заключается в образовании ребенком разнообразных звуков (хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.). Это способ простейшей инструментальной импровизации. "Телесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности, вызывает чувство оптимизма.
• Сочинение словесной музыки.
• Словесное рисование картин.
• Рисование под музыку.
• Сочинение стихов.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по ритмодекламации реализуется через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.
С педагогами: интеграция деятельности специалистов (воспитатель, инструктор по физвоспитанию) использую следующие формы взаимодействия:
1. Вокально-двигательные разминки
Используются для концентрации внимание детей на координацию их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.
2. Координационно-подвижные игры
Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.
3. Пальчиковые игры
Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки по очереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.
4. Позиционные пальчиковые игры.
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) использую всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры.
С родителями проводится педагогическое просвещение, демонстрация результатов:
• индивидуальные беседы с родителям;
• индивидуальные и групповые консультации;
• организация семинаров-практикумов для родителей;
• вовлечению их в совместную деятельность по формированию основ музыкальной культуры.
Таким образом, использование ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой. Кроме того, у детей улучшается работоспособность, повышается интерес к музыкальным занятиям, улучшается внимание, движения становятся более ритмичными и координированными, речь более четкой и внятной, появляеся речевое раскрепощение ребенка, улучшается эмоциональный фон.