Наталья Березуцкая
Рисование на тему «Петриковские мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад №3
Подготовила воспитатель:
Березуцкая Наталья
Николаевна
Программное содержание:
Образовательные: Расширять и углублять представления об особенностях кубанской культуры. Знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством Кубани: с Петриковской росписью. Продолжать знакомить детей с кубанскими традициями, предметами быта.
Развивающие: Развивать творческое воображение и чувство цвета. Развивать умение составлять узор, используя элемент «Петриковской росписи» - «Зёрнышко».
Публикация «Рисование на тему „Петриковские мотивы“» размещена в разделах
Воспитательные: Вызвать интерес к дальнейшему изучению основ Петриковской росписи, традиций, обычаев, быта кубанских казаков.
Материалы и оборудования: белая бумага, гуашь, кисти беличья №1;
презентация «Петриковская роспись».
Предварительная работа:
Ознакомление детей в доступных формах и объёме с историей Кубани, казачьим бытом и культурой, в частности с Петриковской росписью.
Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, чтение литературных произведений.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята. – Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
Доброе утро.
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покинет нас целый день!
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня продолжаем с вами наше путешествие в царство народных промыслов. Предлагаю послушать рассказ «Расписная хата» :
Бабушка с Таней шли по улице.
- Бабушка, - вскрикнула вдруг Таня, - погляди, погляди скорее. Хата, какая красивая! Вся в цветочках и ягодках.
- Это Никитичны угодья, - улыбалась бабушка. Хатка-то что? А вот в хате у неё печка есть – загляденье просто.
- А давай в окошко заглянем, - предлагает Таня. – Печку посмотрим.
- Нет! – не одобряет бабушка. – Не гоже по чужим окнам заглядывать.
Тут, Тане на радость, Никитична сама на порог вышла:
- Чего стоите? – кричит. – Заходите на вишнёвый пирог.
Таня кушает вишнёвый пирог, киселём запивает, а сама всё от печки глаз оторвать не может.
- Кто это всё рисовал? – спрашивает.
Никитична смеё тся:
- Бабаня моя, а потом мамка, ну а теперь я каждый год белю, узор обновляю.
- Красота-а-а! – протягивает Таня. Красотища! Я такого ещё нигде не видела!
Воспитатель: - Ребята, а вы когда-нибудь видели расписную хату?
Дети: - Ответы детей.
- А вы хотите посмотреть на это чудо.
Физкультминутка
На краю станицы хата,
Разукрашена богато.
Здесь цветы, а здесь рябина,
Чудо-птица всем на диво.
Мы на хату поглядим,
На порожках посидим
Пощёлкаем семечки
А кожурки – веничком.
Воспитатель: - А сейчас мы отправляемся в путешествие, займите свои места в нашем волшебном автобусе.
Дети садятся на стульчики для просмотра презентации «Петриковская роспись». Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слад №2. (Хата, расписанная Петриковской росписью).
Воспитатель: - Вот полюбуйтесь-ка, ребята! Сейчас такие хаты – большая редкость. А в былые времена многие казачки свои хаты росписью украшали. Идея украшать белёные стены хат пришла к нам на Кубань, из села Петриковка. Поэтому роспись эта носит название Петриковская. Старались казачки: ну-ка, чья хата краше получится?
Случалось, что казачка ленилась расписывать свою хату. Тогда соседи стыдили её и даже переставали с ней здороваться.
Слайд №3. (Расписная печка).
- А вот и печка-матушка. Посмотрите-ка на неё! Яркими цветами расписана печка. А как вы думаете, ребята, какими красками казачки расписывали свои хаты и печки?
Дети: - Ответы детей.
Воспитатель: - Для росписи стен использовали краски, сделанные на основе яичного желтка, молока и соков и овощей, фруктов и трав. Кисточки делали из перьев или кошачьей шерсти.
Слайд №4-5 (Предметы быта, расписанные Петриковской росписью).
- Росписью украшали и предметы быта. Например: сундуки, чашки, бочонки, разделочные доски, тарелки, глэчики.
Слайд №6. (Орнаменты Петриковской росписи).
- Ребята, посмотрите внимательно на орнаменты Петриковской росписи. Какие цвета чаще всего используются?
Дети: - Ответы детей.
Воспитатель: - Научиться Петриковской росписи может каждый. Кубанские казачки не были выдающимися мастерами-художниками, но, тем не менее, каждая умело украшала своё жилище.
Слад №7. (Элемент Петриковской росписи – «зёрнышко»).
Воспитатель: - Ребята, вот перед вами самый простой элемент Петриковской росписи – «зёрнышко». Освоив его, вы сможете нарисовать красивые цветы, листочки, веточки. А хотите попробовать?
Предлагаю превратиться в мастеров-художников и занять рабочие места.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: - Для начала необходимо обмакнуть кисть в краску. Кончик кисти опустить на бумагу. Немножко вытянув тоненькую линию, прижимаем «пятку» кисточки к бумаге.
- Какие вы молодцы, ребята. Замечательные «зёрнышки» у вас получились.
А теперь давайте с их помощью попробуем нарисовать цветы ромашки.
Рефлексия.
- Ребята, как же называется роспись, с которой мы познакомились?
- Как называется элемент Петриковской росписи, который мы освоили?
- Ребята, у вас получились прекрасные букеты. Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.
Оформление выставки детских работ.
- Ребята, какие вы молодцы. В следующий раз мы с вами попробуем освоить другие элементы Петриковской росписи, расписывая деревянные разделочные доски для ваших мам.