Юлия Александровна
Рисование сыпучими материалами как один из методов арт-терапии для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. На сегодняшний день существует большее количество видов методик : музыкотерапия, изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия, кинезитерапия и т. д.
Многие техники арт-терапии очень похожи на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей - они не учат детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей. Оно помогает ребенку выразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, свое отношение к ним. Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наконец, рисование это одна из форм предметной деятельности дошкольника, а предметная деятельность совершенно необходима ему для физического, психического и умственного развития.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные техники позволяют, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Используя сыпучие материалы в своем творчестве, дошкольник также узнает о свойствах этих материалов. Существует множество таких материалов, рассмотрим некоторые из них.
-Песок. Самый распространенный и часто используемый материал. Песок обладает целым рядом свойств и применяется в разном виде (сухом и мокром).
Сухой песок – лёгкий, переменчивый, сыпучий. Песок, контактируя с кожей, производит мягкий массаж ее поверхности.
Мокрый песок – песок обладающий свойством пропускать воду. Он поглощает «негативную» психическую энергию, стабилизирует эмоциональное состояние.
Рисуя песком, дети постепенно уходят в себя – входят в легкое медитативное состояние – это дает им возможность по-настоящему расслабиться. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, исчезают негативные эмоции.
-Соль – гигиеничный, безопасный и податливый материал, на котором можно бесконечно создавать самые разные картины и сюжеты. Дезинфицирующие свойства соли давно известны и широко применяются для лечения многих заболеваний. Соль обладает отличным профилактическим действием: вдыхание солевых паров во время рисования способствует очищению и оздоровлению дыхательной системы, укрепляет иммунитет и уменьшает аллергические проявления.
-Измельченные сухие листья приносят детям много радости. Даже если они не производят с ними никаких действий, а просто держат их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика вызывают сильный эмоциональный отклик.
-Крупы. Рисование крупой (рисом, манкой и т. д.) очень комфортно для ребенка, в отличие от соли, крупы не липнут так к рукам, не растворяются. Если сравнить с рисунками песком – рисунки из круп можно делать абсолютно с тем же успехом, но эти рисунки более просты в исполнении.
В работе с детьми младшего возраста можно использовать такие приемы изотерапии как: рисование руками (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, пластилином, бумагой, рисование на песке или манке, марание («марать» — значит «пачкать, грязнить», каракули или штриховку.
С детьми среднего дошкольного возраста можно знакомится с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки плюс акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками, крупами, бумагой разной фактуры.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники : рисование песком, мыльными пузырями, кляксография, пластилинография, монотипия, витраж, рисование по мокрому листу, рисование на воде (эбру, на стекле, предметами окружающего пространства - мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками и т. д., а так же создание трехмерных изображений из газет (фольги, бумаги). Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка является знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Итак, использование изо-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.