Людмила Литвинова
Конспект занятия «Береза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия :
«Береза – символ России». (подготовительная группа)
(Беседа «Символ России - белая береза». Рисование «Береза весной»). Нетрадиционные методы рисования (восковые карандаши, пастель, акварель, гуашь, метод «тычка»).
Публикация «Конспект занятия „Береза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Подготовила и провела: воспитатель МДОУ Сараевский детский сад №1 Литвинова Л. А.
Цель.
Формировать умения рисовать берёзу, использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные методы рисования (восковые карандаши, пастель, акварель, гуашь, метод «тычка»).
Задачи:
* Учить детей передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона).
*Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
* Активизировать словарь словосочетаниями: «белый ствол с чёрными пятнами», «тонкие изогнутые ветки», «лёгкая крона».
* Поддерживать самостоятельность, творчество детей.
* Углубить знания детей о березе, о временах года, уточнять признаки весны. * Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. * Воспитывать у детей любовь к своей большой малой Родине, чувство гордости за то, что мы - россияне, проявлять интерес к прошлому и настоящему России, бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
Беседы о России, о березе – как символе нашей Родины. Рассматривание картин известных художников, изображавших природу России. Чтение художественной литературы, стихов о природе, рассматривание сюжетных репродукций известных художников о весне, наблюдение на прогулке за деревьями.
Оборудование.
Проектор, магнитофон, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, разные кисти (мягкая и жесткая) по количеству детей, альбомный лист А-4 – по количеству детей, непроливайки с водой, салфетки, инструментальная музыка для фона, презентация «Символ России – русская береза», фонограмма «шум леса, макеты весенних берез, игрушка гном.
Словарь: белоствольная (береза, изящная.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети входят под музыку, встают в хоровод вокруг березки под песню «Ты березка белая…».
- Посмотрите друг на друга, посмотрите на гостей и улыбнитесь, чтобы у всех было хорошее настроение, а теперь поприветствуйте их. Садитесь. (Дети садятся на стульчики полукругом перед экраном).
Ребята, тему нашего занятия вы узнаете, когда разгадаете одну тайну.
Вступительная часть.
Сегодня у нас интегрированное занятие (беседа и рисование). Мы с вами будем беседовать и потом рисовать.
А теперь внимательно послушайте, что сейчас прозвучит, (звучит «шум леса»)
- Что вы сейчас слышали?
- Шум леса.
- Правильно. А кто знает, что такое лес?
- Лес - это место, где растет много деревьев.
- Какие деревья вы знаете?
- Дуб, сосна, тополь, ель и др.
- Молодцы! Много знаете названия разных деревьев.
Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу через парк, то встретила лесного гнома, (показываю) и он попросил о помощи. В парке случилась беда, злая колдунья заколдовала самые красивые деревья, и они теперь не могут проснуться после зимнего сна.
И помочь расколдовать деревья можете только вы! Ну, что поможем гному!
Первое задание.
- Надо отгадать загадку и узнать, какое дерево в лесу заколдовано!
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети: береза.
- Вот вы узнали тайну.
Тема нашего занятия : «Символ России – русская береза.
Задание второе.
- Сейчас вы должны рассказать, лесному гному всё, что знаете о берёзе!
- Какой ствол у березы по цвету? (ответы детей) - Правильно у берёзы стройный белый ствол. - А если у нее белый ствол то, как можно сказать одним словом, какая березка?
- Белоствольная.
- Что еще характерно для ствола березы?
- Черные точки. - Да, это черные точки - полоски. - Какие у березки ветки?
- У берёзы тонкие и гибкие ветки.
Молодцы! И с этим заданием вы справились. И расколдовали самое красивое дерево березу. Гном очень доволен и хочет посмотреть, что мы будем делать дальше.
Беседа (показ презентации).
- Ребята мы с вами живем в большой и богатой стране – России. С давних времен символом России считалась белоствольная береза. Появилась береза в России давным - давно и полюбил ее народ за красоту. В длинные, зимние вечера, когда еще не было электричества, избы освещали лучинками. Лучинки были березовые, они горели ярко и не коптили. А березовые дрова в печке горели долго и давали много тепла. (Презентация).
- Именно береза во всех весенних праздниках играла центральную роль. Ее наряжали лентами, цветами, называли «кумушкой», и как к «живой» обращались с просьбами. Слагали о березе стихи и песни.
- А что еще ценилось в березе? Как вы думаете? (веники, береста)
- К березе у нашего народа было всегда особое отношение, ей посвящен один месяц года – «березок». Кто знает, какой это месяц? (апрель, потому что в это месяц у березы распускаются листья)
- Березку можно встретить в парке, в лесу, в поле. Цветет березка весной, в мае. Ее семена называются «сережками.
- И мы должны с вами любить и беречь природу за ее красоту и щедрость. А сейчас встаньте вокруг березки и немножко разомнемся.
Физкультминутка.
Дети выходят из-за столов и выполняют под музыку движения по тексту:
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят,
Как они сядут — покажем:
Крылья сложили назад (выполняем 2 раза).
Садитесь, пожалуйста, за столы.
(Дети садятся за столы)
- Сегодня на занятии я предлагаю вам нарисовать символ нашей Родины Березу весной. Мы будем использовать для рисования восковые карандаши, пастель, акварель, гуашь, мягкие и жесткие кисточки.
1. Основная часть.
Показ на листе рисование берёзы
Мы заранее подготовили весенний фон (земля и небо). И сейчас, на этом фоне мы нарисуем высокую березу.
- Как надо изобразить высокое дерево на рисунке, вблизи или вдали? - Вблизи.
1. Восковыми карандашами или пастелью рисуем ствол берёзы, сверху он узкий, а снизу расширяется, более широкий.
2. На стволе ярко рисуем полоски - чёрточки.
3. Рисуем ветки, крупные главные к стволу толще, вверху тоньше. 4. Кончики веток очень тонкие, поэтому они свисают вниз. 5. Рисуем весеннюю березку – акварелью методом «тычка».
Какие мы будем использовать цвета для листочков весенней березы.
- Ярко – зелёные.
Самостоятельная работа детей
В процессе рисования, побуждаю детей к использованию разных красок и их оттенков для рисования весенней картинки. Слежу за использованием разных приёмов рисования, за осанкой детей. Тем, кто раньше справится с выполнением задания, советую дополнить рисунок (солнце, летят птицы и т. д.).
Анализ работ.
Дети анализируют свои работы по мере их выполнения.
Затем предлагаю разместить рисунки на столе и провести общий анализ. Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Очень красивые картины получились у вас. Деревья как живые стоят в яркой зелени весны.
- Посмотри, лесной гном, сколько, много берез, у наших детей получилось. А как называется место, где растёт много берёз? (ответы детей)
Правильно это березовая роща. Я уже представила, как мне приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там вырастут подберезовики.
Я думаю, что колдовство злой колдуньи потеряло свою силу, и берёзки в лесу просыпаются.
Подведение итогов деятельности.
- Дети, какое занятие сейчас у нас было? – Беседа и рисование. – О чем мы сегодня говорили и что рисовали? (ответы детей)
– Да, русскую березу.
–В какое время года мы изобразили березку в рисунке?
- Весной.
- По каким признакам это можно определить? - Молодая светло – зеленая листва на березке.
- Скажите ребята, а когда вы пойдёте в лес, можно ломать ветки, разводить костры в лесу, оставлять после себя мусор?
- Нет.
- Правильно. Надо беречь и охранять природу и ее богатства.
- Закончим наше занятие стихотворением о берёзе.
«Люблю березку русскую,
То - светлую, то - грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, С зелеными сережками!»
В конце деятельности дети читают стихотворение - призыв любить и беречь природу М. Елецкой.
Любите наш лес—
Богатство природы.
Он сказочно весь
В любую погоду.
Приходите в гости в лес,
Но не забывайте правил:
Не разоряйте гнезд,
Не разжигайте пламя!
Все вмести: Любите и берегите нашу природу!
На этом наше занятие закончено. Дети встают и под музыку выходят из группы.
Есть такая красивая песня «Березовым соком»,