Нелли Налимова
Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю на подготовительной группе. В моей группе 28 человек. В начале и в конце года я провожу диагностику по изучению развития у детей интегрированных качеств. В группе дети любят и хотят играть и для этого у них есть много разных игр, игрушек которыми они играют чаще или реже. И я решила провести апробацию некоторых игр, игровых заданий для будущей диагностики.
Публикация «Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр составленная на основе общего признака: степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Поэтому я отобрала для апробации игры, которые включает данная классификация:
игру с готовым содержанием (дидактическую);
творческую игру (режиссерскую).
Из игр с готовым содержанием я взяла дидактическую игру «Целый год», так как данная игра соответствует критериям отбора дидактических игр для педагогической диагностики :
1. она может проверить полученные детьми знания о мире природы;
2. отражает реальную картину окружающего мира;
3. обеспечивает возможность играть как отдельному ребенку, так и подгруппе детей;
4. позволяет ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
5. содержит полифункциональные знания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития.
Для апробации игры я разделила детей на 3 подгруппы и проиграла с каждой из групп в эту игру, отмечая показатели развития у детей интегративных качеств и выявила, что с помощью данной игры можно провести диагностику по следующим показателям:
• «Умение работать по правилу»;
• «Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции» (в интегративном качестве «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»);
• «Владеет диалогической речью» (в интегративном качестве «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия…»);
• Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе» (интегративное качество «Любознательный, активный»);
• «Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) поставленных взрослым ( как можно по-другому сыграть в эту игру: что добавить, изменить, как бы ты сыграл, если бы не было карточек) (в интегративном качестве «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»).
В совместной деятельности детей я запланировала провести режиссерскую игру с образными игрушками животных. Дети любят и с интересом играют с ними, а также данная игра соответствует критериям отбора режиссерской игры для педагогической диагностики :
1. Я могу опосредованно руководить содержанием игры (совет, наводящий вопрос);
2. Могу участвовать в игре в качестве зрителя, наблюдателя;
3. Игры соответствуют возрасту детей, их интересам, желанию в неё играть;
4. Игрушки знакомы, устойчивы, реалистичны;
5. Можно поставить проблемное задание, задать наводящий вопрос;
6. Диагностика проводиться на содержании знакомой детьми игре;
7. Способствует диагностике нескольких параметров.
Девочки в группе чаще всего играли образными игрушками животных, придумывая незамысловатые сюжеты: мамы-детки, зверюшки поссорились, зверюшки пошли гулять, играть.
Мальчики включают данные игрушки в свои конструктивные игры: строят для них крепости, различные ограждения для будущих «битв за территорию», «крушений».
Поэтому я разделила детей на 2 группы и для каждой группы предложила свою проблему:
- девочкам «Зверюшки заболели, что делать?» (ведь девочки любят игры, в которых им надо кого-то пожалеть, опекать, проявить заботу);
- мальчикам «Зверюшки оказались на острове, где никто не живет, что делать?» (ведь здесь можно что-то построить, привезти).
Девочки сразу же включились в решение проблемы «стали подбирать оборудование нужное им для игр, так как знали, что у них лежит, распределили игрушки, стали придумывать сюжет, разыгрывать диалоги.
Мальчикам было сложнее, так как сюжет не был связан с битвами, крушениями, а содержал проблемную ситуацию – оказание помощи. Поэтому им требовались наводящие вопросы, помогающие начать игру:
- Как будем помогать?
- Что для этого нужно?
- Нужно ли распределить: кто что будет делать? Кто кому поможет?
Апробация игры показала, что активно взаимодействуя с игрушками в самостоятельной деятельности, дети успешнее могут решить поставленную перед ними игровую задачу, показать способы её решения, меньше тратят время на придумывание сюжета, а больше играют, и поэтому можно отметить больше показателей интегративного развития детей. Во время иргы детей я отмечала следующие показатели:
• «Умеет находить способы решения различных проблем с помощью действий поискового характера»;
• «В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем)»;
• «Способен предложить собственный замысел и воплотить его» (в интегративном качестве «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»);
• «Откликается на эмоции друзей, близких людей»;
• «Сопереживает персонажам сказок, рассказов» (в интегративном качестве «Эмоционально отзывчивый»);
• «Владеет диалогической речью и адекватно использует вербальные и невербальные средства общения» (в интегративном качестве «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками»);
• «Способен самостоятельно действовать»;
• «Задает вопросы, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому» (в интегративном качестве «Любознательный, активный»).
Старшие дошкольники любят о ком-нибудь заботиться, опекать: или это игрушка, или тот, кто младше его, показывая тем самым, что он большой, взрослый. Поэтому я выбрала для апробации игру «Поликлиника». Также она содержит необходимые критерии для её отбора в качестве диагностики :
1. Воспитатель может быть наблюдатель и участник в игре;
2. Игра выявляет диагностируемые параметры почти всех интегративных качеств;
3. Игровая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия;
4. Игра может продлиться до 40 минут;
5. Тематика игры знакома детям и учитывает диагностические показатели;
6. В игре используются предметы – заместители;
7. Выявить уровень ближайшего развития.
Сюжет игры, который я выбрала был прост и понятен детям «В городе много людей болеют гриппом, необходимо провести обследование своего здоровья в поликлинике». Распределив роли врачи – пациенты, дети стали выбирать необходимые атрибуты для игры: кому что нужно. Врачи стали готовить себе свои «кабинеты», в которых вместе с медицинским оборудованием лежали палочки, кубики, ленточки, в качестве предметом заместителей. Пациенты на стали дожидаться, когда откроется поликлиника, а стали организовывать в свои игры: кто-то стали строителями на стройке, кто-то открыл аптеку, кто-то художественную мастерскую: где можно лепить и рисовать. Наблюдая за игрой детей, я отмечала показатели интегративного развития детей, которые заранее придумала. Апробация игры выявила показатели почти во всех интегративных качествах в содержание, в которых входят умение взаимодействовать, проявлять свое отношение, умение регулировать свои действия:
• «Любознательный, активный»;
• «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия»;
• «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»;
• «Способный управлять своим поведением…»
Проведя апробацию данных игр, я сделала вывод, что основным критерием их отбора является:
- возможность проявить ребенку свою инициативу и самостоятельность;
- не брать для диагностики незнакомые детям предметы, так как это будет затруднять развертывание игры;
- не вносить новые атрибуты, так как они будут отвлекать внимание детей и могут вызвать между детьми обиды, ссоры из-за желания играть с ними;
- придумать количество детей, которые будут участвовать в игре;
- посмотреть за состоянием каждого ребенка участвующего в игре:
как себя чувствует,
какое у него настроение,
сможет ли он сегодня увлечься, поиграть или провести с ним игру попозже,
заранее продумать и подготовить показатели, которые нужно продиагностировать,
проверить атрибуты, карточки игр (если они есть,
повторить для себя правила – ход игры: что сначала, что потом,
придумать организацию детей во время диагностики,
как будут играть дети не участвующие в диагностике, чем будут заниматься,
придумать место проведения игр
не мешать другим детям
чтобы другие дети не мешали детям участвующим в диагностируемом игровом задании.
Так, в ходе апробации игр, которые знают и играют дети в группе, я сделала вывод, что дидактическую игру «Целый год», режиссерскую игру с образными игрушками, игру «Поликлиника» можно использовать в качестве диагностики интегративных качеств детей подготовительной группы. Так как с их помощью можно точно и достоверно оценить большое число показателей интегративных качеств.