Татьяна Тукиш
Резонаторный массаж в работе с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно для звучности и объема голоса научиться ощущать работу резонаторов. Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся : нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха. При низком звучании голоса ощущается вибрация в полости грудной клетки. В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание, как например «горловой» оттенок, что является результатом неверного посыла звука в резонаторы. Причиной такого явления может также быть зажатость глотки. Неправильное использование голоса может проявиться и в его «заниженности», или «завышенности». Голос звучит на высоких нотах, визгливо. При-вычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно включать в работу все резонаторы, использовать нижнее дыхание, и снимать излишнее напряжение с окологлоточных мышц и с голосовых связок. Для того, чтобы развить работу резона-торов, мы с детьми проделываем следующие упражнения:
Публикация «Резонаторный массаж в работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Сделать глубокий вдох, затем легко постучать собственными кулачками по груди со звуком «М», до появления внутреннего отклика и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе со звуком «З» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе со звуком «В» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по крыльям носа и области гайморовых пазух со звуком «но-но-но…» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между бровями и об-ласти лобных пазух со звуком «МИ-МИ…» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх;
Ладошками легко постукивать по плечам со звуком «Д» до появления звукового резонатора;
Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком «Ж» до появления звукового резонанса;
Ладонями мягко помассировать область живота и бедер со звуком «Шо-шо-шо…» до появления звукового резонанса;
В дальнейшем для его проведения я использую различные звукосочетания, насыщенные сонорными согласными. Например: МУМ, МНМУ, МНЛУ, МНЛРУ и т. д., изменяющиеся по цепочке гласных.
Кроме звукосочетаний подбираю слова, содержащие данные звуки:
МАМА, МОЛВА, ВОЛНА, ЛИМОН, КОЛОКОЛ
Далее идет работа со скороговорками. Наклоняя корпус вперед нужно произносить скороговорки и стихи с большим количеством сонорных звуков (Л-М-Н-Р)
Много ли мало ли, милями, мелями
медленно плыли мы вдоль по волнам.
Волны молили мы, ливни манили мы,
мы ликовали - земля снилась нам!
На колокольне колдунья и гном
Наколдовали малиновый звон.
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
Кроме того, в качестве тренировочных текстов использую отрывки из прозаических и стихо-творных произведений, подходящие своим звукорядом для решения задач:
Из калины.
Из малины
Поднимались исполины,
Исполины из былины. (Л. Мартынов)
«На мели мы лениво налима ловили,
И меняли налима вы мне на линя.