Ильина Светлана
Консультация для родителей «Режим дня и его значение в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Режим дня и его значение в жизни ребенка"
Подготовила Ильина С. К.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлении поможет правильная организация режима дня. Что же это такое?
Темочки:
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и предусматривает организационный режим для дошкольников.
• Дневной и ночной сон определенной продолжительности с соблюдением времени подъема и отхода ко сну;
• Регулярное питание;
• Определенная продолжительности отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
• Правильное чередование труда и отдыха;
• Определенное время для физзарядки и личной гигиене. Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что появившийся в мир человек должен приспособится к необычным условиям.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большей степени зависит от строгого соблюдения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс, ведь такая система приучает даже взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. По мере роста ребенка, распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохранится основа, заложенная в раннем детстве- чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме.
Воспитать в ребенке чувство ритма - не слишком сложно, самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то обед не приготовлен вовремя. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его.
Когда ребенок становится старше, то начинает просить "чуть-чуть" задержаться, опоздать, отложить и т. д. Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность, находятся в прямой зависимости от того как организован его режим дня дома.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга. Нервная система ребенка чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Главным видом отдыха для дошкольников является сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Некоторые родители совершают большую ошибку, отказываясь от дневного сна. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучить детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка.
Кто из родителей не знает о пользе закаливания и физкультуры в укреплении организма ребенка, повышении его устойчивости к заболеваниям. Большинство из них умеет проводить закаливание осторожно и систематически, широко используя воздух, воду и солнце (комнатные воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе и т. д.). Но о значении активных действий для здоровья ребенка многие не знают. Часто взрослые предпочитают, чтобы ребенок играл в спокойные игры, меньше бегал и прыгал, что ведет к излишней вялости. Ограничивая ребёнка в движении, родители неосознанно наносят вред здоровью ребенка.
Немаловажным составляющим, в распорядке дня малыша являются продолжительные прогулки на свежем воздухе, активные игры с детьми, так как прогулки закаляют организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми. Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа в сутки, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше.
Питание – это один из главных пунктов режима дня. Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. Дети, не соблюдая режим, больше подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, режим дня- это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают его для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько положительно это отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка. Необходимо отметить, что все перечисленное рекомендации актуальны не только для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Соблюдать режим дня нужно и в выходные, а также, когда ребенок болеет.