МААМ-картинки

Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей.

Елена Михайловна
Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей.

Солнечногорский муниципальный район Московской области

Управление по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №43

Юридический адрес: 141500, Московская область, г. Солнечногорск тел. / факс: 8(496)26-4-49-31

Микрорайон Рекинцо E-mel : sadik 43@mail.ru

Значение ООД по обучению пересказа

в воспитании детей.

Подготовила

Публикация «Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей,» размещена в разделах

Воспитатель подготовительной группы

Сергеева Елена Михайловна

г. Солнечногорск

2016г.

Познавательные и воспитательные значения конспекта образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе.

«Четыре желания»

К. Д. Ушинский

«Радость творчества -

благороднейшая радость на Земле.

Она вознаграждает за все лишения»

Д. Лондон

Методы формирования познавательного интереса.

Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами: 1) положительными эмоциями по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этих эмоций; 3)наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Воспитатели умело применяют этот фактор в повседневном обучении, используют методы эмоционально-нравственного стимулирования. (На уроках чтения воспитатели уделяют внимание анализу литературных деталей в качестве средства возбуждения глубокого интереса к нравственным проблемам литературных произведений.)

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов.

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступают метод занимательных аналогий и метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи воспитателя. Перечисленные методы служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего её содержание. Ведь сам метод выступает в роли способа движения содержания. Для того чтобы содержание оказало особенно стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное и развивающее влияние и т. д.)

Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы и т. д. С этой целью воспитатели подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.

К методам стимулирования и мотивации учения мы относим также метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Включение детей в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, вызывая на этой основе новый прилив интереса к учению.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у детей, испытывающих определённые трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путём дифференцированной помощи детям, путём поощрения промежуточных действий ребёнка, путём обеспечения благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных заданий.

Все эти методы придают словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительное стимулирующее влияние.

В своей работе я стараюсь привить детям интерес к научно-популярным книгам. Прежде всего, они расширяют фонд научных знаний о природе и тем самым формируют научное мировоззрение и гражданско-патриотическую позицию по отношению к природе, развивают мышление, творческое воображение, культуру чтения, обогащают речь учащихся. Велика роль этих книг и в духовном становлении ребёнка, в утверждении его нравственных качеств.

Как же привлечь внимание ученика к научно-популярной книге? Огромным стимулом к чтению научно-популярных книг является интерес к ним. Однако сам по себе интерес возникнуть не может. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что интерес возникает тогда, когда ребёнок оказывается перед противоречием и когда у него возникает желание разрешить это противоречие.

Противоречия могут быть следующими:

• между имеющимися знаниями и стремлением узнать новое;

• между ограниченными возможностями общения на уроке и стремлением к более широкому общению, как в среде сверстников, так и за её пределами;

• между наличием у ребёнка тенденции к утверждению своей позиции и ограниченными возможностями её полной реализации в рамках обязательного учебного процесса.

Словом, в основе приёмов привлечения ребёнка к книге должен лежать, с одной стороны, возникающий, а с другой – удовлетворяемый интерес. Этого можно достигнуть путём преднамеренного создания перед детьми противоречий, проблемных ситуаций.

Интерес к чтению книги может вызвать работа с её названием. При этом воспитатель не объясняет смысл названия, а предлагает это сделать самим детям. Дети, естественно, высказывают свои предположения. Но убедиться в сущности названия можно только прочитав произведение.

Интерес к книгам возникает, если сообщать интересные сведения об авторе.

Изучение обязательного учебного материала, ведение наблюдений за природой, выполнение опытов побуждают детей задавать вопросы, которые воспитатель намеренно оставляет без ответов и предлагает найти их той или иной научно-популярной книге.

Интерес к чтению научно-популярных книг может быть вызван и тогда, когда на занятиях зачитывается лишь отрывок из произведения. При этом чтение заканчивается в самый кульминационный момент.

Интерес к книге возникает при применении в учебном процессе различных форм занимательности, например, разгадывание кроссвордов, чайнвордов, загадок, толкование пословиц.

Для всех этих приёмов характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, в виде поставленной перед детьми проблемы, находя благоприятную основу во внутреннем мире ребёнка, вызывают возникновение ориентировочных рефлексов «Что это такое? Что это означает и т. п. Эти рефлексы побуждают к активному поиску путей решения проблемы, удовлетворения возникшего интереса в чтении научно-популярной литературы.

Важным условием результативности названных выше приёмов является их систематическое применение в учебном процессе.

Значение занятий по обучению пересказыванию в воспитании детей.

Умение пересказывать представляет собой самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо учить, начиная с раннего возраста.

Для ребенка-дошкольника пересказ заключается в устной передачи прослушанного им произведения, в сохранении основного содержания, последовательности событий и некоторых сторон языка произведения.

Говоря о специфики занятий по обучению пересказыванию, нельзя забывать о значении этих занятий для всестороннего воспитания детей в детском саду. Остановимся на существенном значении этих занятий для умственного, нравственного, эстетического воспитания, чтобы при их построении предусмотреть все возможности использования богатого содержания этих занятий. Занятия по обучению пересказыванию способствует решению всех задач умственного воспитания. Чтение и последующее детальное осмысление текста содействует закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных, их величине, повадках.

Эти занятия способствуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание.

Пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления – ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы; соблюдать логичность в изложении, осознавать связь между событиями.

Велико влияние пересказывания на речь детей : на данных занятиях развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается пассивный словарь детей и закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова. Одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи детей.

Эти занятия приучают детей к умственному труду, подготавливают их к школе (к школьному пересказу, к выполнению устных домашних заданий, к изложению и сочинению); они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению, желания поделиться знаниями (рассказать произведение дома, младшим детям,товарищам); в результате этих занятий дети испытывают чувство удовлетворения от интеллектуальных усилий.

Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания. В результате осознания поведения литературных героев создаётся правильное отношение к различным нравственным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие, хитрость, жестокость, трусость, смелость, смекалка; правильно оценивается собственное поведение: умение дружно играть, не спорить, не захватывать игрушки. В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношении е к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства. В связи с этим следует напомнить о большом значении выразительного чтения воспитателя, который должен сохранить и передать в своем исполнении всю прелесть произведения.

Дети учатся понимать художественное произведение как произведение искусства, отражающее настоящую, реальную действительность. Эти занятия чрезвычайно важны для развития собственного исполнительного навыка выразительного чтения у детей. Таким образом, перед каждым занятием по пересказу воспитатель должен глубоко продумать его познавательное и воспитательное значение.

Учитывая совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности, на основе образовательной программы и учитывая все виды деятельности: художественно-эстетическое, социальное, познание, физическая культура, коммуникация, было разработано мной занятие по развитию связной речи - интегрированное, которое включает в себя не только познавательную деятельность, в которой дети учатся пересказывать, знакомятся с новыми видами деятельности образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно - логического мышления.

Социальный аспект моего занятия заключается в готовности определения развитии мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми, сверстниками.

Художественно-эстетическая готовность в моем занятии выражается в освоении ребенком социальных норм, выражения чувств, в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения временами года. Показатели эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств - нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины, интеллектуальных чувств (радость, познания, эстетических чувств (чувство прекрасного).

Коммуникативная деятельность прослеживается в моем занятии на протяжении всей работы с детьми. Дети активно работают на занятии, помогают друг другу в ниткографических схемах, помогают правильно отвечать своим товарищам на поставленные вопросы. На занятиях чувствуют себя уверенно, свободно, раскрепощенно.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, включая развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация, пальчиковая гимнастика «листики», физическую и умственную работоспособность физкульт минутки на занятии «Времена года». Дети активно участвуют во всех мероприятиях, связанных с физической культурой.

Проведя анализ по всем видам деятельности в моем занятии я могу с уверенностью сказать, что занятие получилось, были охвачены все виды познавательных областей.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

4. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора

синонимов, антонимов, родственных слов.

5. Работа над интонационной выразительностью речи.

Методические приё мы:

Беседа, загадки, моделирование, чтение рассказа, сюрпризный момент.

Оборудование:

Демонстрационный: мультимедийный проектор, 4 мольберта, цветные нитки для ниткографии, фонограмма П. Чайковского «Времена года».

Предварительная работа:

• Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь»; Н. Сладкова «Осень на пороге», «Грачи прилетели»; К. Паустовского «Кваша»; К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

• Изучение лексических тем «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

• Работа с графическими схемами.

• Работа с календарём природы.

• Наблюдение в природе.

Лексический материал.

Существительные: сенокос, прелесть, восторг, желание, погреба, закрома, припасы, плоды.

Глаголы: нагрянет, кувыркался, повеселился, отправились, зазеленело.

Прилагательные: карманная, записная, замёрзшая.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.

Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «времена года».

Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:

1) Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

Педагог. Ребята, скажите, какое сейчас время года? Про что можно сказать «осенний»? (осенний лес, осенний вечер, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц

2) Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях к вам примчу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу.

Педагог. Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, позёмка, дорога.

3) Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

Педагог. Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

4) Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчёлки на цветке.

Педагог. А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и на экране появляются соответствующие отгадкам сюжетные картинки.

Педагог: Как можно назвать вместе: зима, осень, весна и лето, что это такое? (Времена года.)

2. Чтение рассказа.

Ребята, многие писатели в своих рассказах и сказках описывали времена года. Сейчас я вам предлагаю послушать рассказ К. Ушинского «Четыре желания».

Педагог: Сейчас я вам прочитаю рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно. Педагог читает рассказ.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Составление схем по частям рассказа.

Ребята, сейчас мы с вами составим схемы рассказа.

- С какого времени года начинается рассказ? (Зима)

- Каким символом мы можем отметить зиму? (Снежинкой)

- Как звали мальчика? (Митя). Что он делал на прогулке? (Катался на санках с ледяной горки и на коньках по замерзшей речке)

Педагог рисует схему (Горка, санки, коньки, речка).

- Какой Митя пришел домой после прогулки? (Румяный и веселый)

Схема.

- Что Митя сказал отцу, когда пришел домой? (Что за прелесть это зима.)

- Схема.

И такая работа по всем временам года.

3. Физкультминутка «Времена года». Дети выполняют движения, соответствующие временам года. Включается музыка П. Чайковского «Времена года».

4. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания.

Педагог. Мите понравились все времена года. А вам какое время года нравится больше всего?

Дети выбирают времена года и подходят к соответствующим мольбертам.

5. Пересказ детьми части рассказа одного времени года с опорой на графический план.

Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.

Закрепление названий времён года.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Пересказывали рассказ).

- Как называется этот рассказ?

- Кто его написал?

- А чтобы легче было пересказывать, что мы для этого делали? (Составляли схемы).

- А что вам понравилось на занятии?

- На этом наше занятие окончено.

с

Список литературы

1. Ушинский К. Д. «Четыре желания»

2. Филичева Т. Б, Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника

3. Глухов В. П. Формирование связанной речи детей дошкольного возраста

4. Гридчина Н. И. Речевые пятиминутки

5. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду

6. Новоторцева Н. В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома

7. Драко М. В. Пальчиковые развивающие игры с самого рождения и на всю жизнь

8. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир животных и растений.

9. Дементьева А. М. Обучение пересказыванию в подготовительной группе детского сада

10. Дементьева А. М. Требования к пересказам детей

11. Дементьева А. М. Произведения для пересказа

12. Дементьева А. М. Руководство воспитателя в процессе пересказывания.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника» Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных.

Консультация для родителей «Значение режима в воспитании детей» «Значение режима в воспитании детей» Дорогие взрослые! Вашему ребенку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.

Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Значение лепки в обучении и воспитании детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Значение НОД по обучению пересказа в воспитании детей.Значение НОД по обучению пересказа в воспитании детей. Познавательные и воспитательные значения конспекта образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе. «Четыре.

Значение сказки в развитии и воспитании детей Первые годы жизни ребенка – важный этап в воспитании и развитии ребенка. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,.

Значение танца в воспитании ребенка Алтайский край Поспелихинский район Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Радуга».

Значение традиций народной культуры в воспитании детейЗначение традиций народной культуры в воспитании детей О значении традиций народной культуры в воспитании детей «МАСЛЕНИЦА» Возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает.

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей.
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 22:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД