Светлана Воробьева
Реверсивная модель наставничества в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА»
Воробьева Светлана Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной
категории МДОУ №13 «Светлячок»
г. Фурманов.
Наставничество сегодня и популярный тренд, и осознанная необходимость, и важнейшее условие в профессиональном становлении педагога, в повышении его педагогического мастерства.
Публикация «Реверсивная модель наставничества в детском саду» размещена в разделах
Одной из наиболее эффективных моделей наставничества, которые используются в нашем детском саду, является реверсивное наставничество, при котором каждый выполняет роль и наставника, и подопечного: в тех областях, где есть опыт - роль «наставника»; в тех областях, где есть пробелы - роль «подопечного». Эта модель эффективна при установлении доброжелательных отношений между педагогами разных поколений.
Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда педагогу с большим стажем работы приходится осваивать новые информационные технологии, а молодому специалисту - педагогические методы и приемы и успешно войти в профессию. В нашей паре оба педагога члены одной семьи, в которой родственники являются членами педагогического сообщества. Общий педагогический стаж нашей семьи – 129 лет.
Современное образование предъявляет высокие требования к воспитателю. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности. Среди профессионально важных качеств современного педагога выделяют следующие:
а) Знание тенденций инновационных изменений в системе современного образования,
б) Понимание сущности педагогической технологии;
в) Знание интерактивных форм и методов обучения;
г) Владение технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования;
д) Умение анализировать и оценивать свой индивидуальный педагогический стиль,
В нашем дошкольном учреждении разработаны основные нормативные правовые акты:
а) Положение о наставничестве»,
б) Приказ «Об организации наставничества над педагогами на период 2022-2023 учебного года»,
в) дорожная карта, в которой разработаны мероприятия по организации работы по наставничеству в 2022-2023 г. г.
Для оценки эффективности и полезности работы проведен SWOT-анализ наставничества в детском саду, выявлены слабые и сильные стороны проводимой работы. Одной из которых было выгорание и старение педагогического коллектива, недостаточный уровень обеспечения компьютерной техникой, нежелание всех педагогов переходить в инновационный режим работы. Сильные стороны: развитие профессиональных перспектив педагога старшего возраста в условиях цифровизации образования, повышение профессионального потенциала молодого педагога.
Опыт моей работы обширный, и мне есть чем поделится с молодыми сотрудниками. Наше профессиональное взаимодействие в паре было направлено на внедрение в образовательный процесс технологий развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках работы Федеральной инновационной площадки «Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария МКДО на образовательной платформе «Вдохновение».
Для проведения данной работы мы широко используем информационно - коммуникационные технологии. Я испытывала трудности в работе с ИКТ, и мне необходима была регулярная поддержка, техническое и методическое сопровождение. В этом случае молодой педагог прекрасно справляется с ролью наставника. Воспитатель Воробьева О. Н. помогла мне в изучении данного вопроса. В ходе индивидуальных мастер-классов, практических занятий и самообучения мне удалось овладеть навыками поиска информации в Интернете, создавать мультимедийные презентации, игры, личные странички в различных социальных сетях, размещать информацию на сайте учреждения, работать с интерактивной доской, мультимедийным проектором.
Развитие умений пользоваться компьютером, различной офисной и цифровой техникой позволило не чувствовать скованности во время общения с детьми, родителями, коллегами. Использование на занятиях различных видов помогло сделать учебно-воспитательный процесс более интересным и увлекательным. Что в свою очередь, укрепило мой профессиональный статус в глазах родителей, педагогов и детей, а также повысило самооценку.
Цель наставничества – это еще и создание условий для молодого педагога, чтобы у него появился интерес к профессиональному росту. Организовать наставничество в данном направлении помог поиск новых подходов и педагогических технологий. Основной формой развития педагогических умений начинающего воспитателя считаю практикум, в ходе которого использую проблемные ситуации, деловые игры и другие активные методы профессиональной помощи.
Одна из технологий по поддержке детской инициативы и самостоятельности- является «Детский совет». Технология обучения, которая объединяет детей и взрослых. Групповой сбор мы проводим в кругу, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, обсудить групповые новости, спланировать дела на день.
Инициатива принадлежит детям. Совместные мероприятия, проведение Детского совета, возможность выбора центров активности развивало у детей чувство уверенности в своих силах и значимости своих достижений. При подготовке к любым мероприятиям с детьми, содержание которых разрабатывал молодой педагог, внимательно слушаю его, затем в ходе диалога помогаю определить наиболее эффективные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, современных требований использования новых методов и приемов.
После посещения мероприятий с детьми, с родителями, проведенных молодым педагогом или наставником, мы вместе анализируем и обсуждаем их результативность.
Мы также используем и другие эффективные формы поддержки детской инициативы :
а) Технологии проектной деятельности.
б) Технологии исследовательской деятельности- это опыты и экспериментирование
в) Личностно ориентированные технологии. Мы, взрослые в общении с детьми придерживаемся положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Таким образом, наставничество не дает мне стоять на месте, стимулирует постоянно искать и применять новые способы организации образовательной деятельности с детьми.
Реверсивная модель наставничества в детском саду доказала свою эффективность. Благодаря данной форме получилось ускорить процесс профессионального становления молодого воспитателя и развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности, ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности.
Наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Эффективное партнерство является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем". Данный опыт наставнической деятельности результативен, его применение не требует создания специальных условий, поэтому он может быть использован для организации наставничества в любой образовательной организации.