Екатерина Сергеева
Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду
В современном мире число детей с расстройством аутистического спектра увеличивается с каждым днём. Всё больше и больше детских садов и школ открывают ресурсные группы и классы.
Так, например, в МАДОУ Детском саду №233 г. Уфы с 2017 года функционируют две ресурсных группы для воспитанников от 4 до 8 лет.
Публикация «Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду» размещена в разделах
Особенностью таких групп является то, что дети РАС занимаются с тьютором по специально разработанной индивидуальной программе на основе прикладного анализа поведения (АВА, помогающего корректировать нежелательное поведение, повышать мотивацию к сотрудничеству, учебной деятельности и т. д.
Случай из практики. Ребёнок отказывался заниматься за столом, если садился, то на очень короткое время, не более 1-2 минут и постоянно порывался уйти. Тогда куратор предложил использовать следующие приё мы:
- мы начали давать короткие задания, состоящие из 1 задачи или вопроса (не более 1 минуты) после выполнения которых ребёнку давалось поощрение. Если даже ребёнок после выполнения оставался спокойным и не порывался вскочить из-за стола, мы не давали ему сразу следующие задание, а говорили: «Молодец, хорошо занимался, иди поиграй!» Клиент, поиграв 3-4 минуты, сам подходил к столу, садился и смотрел на тьютора с готовностью продолжить сотрудничество. Мы снова давали какое-то короткое задание, поощряли и отпускали. Потом мы стали, следя за реакцией ребёнка задания постепенно удлинять;
- объяснять задание и давать ему самостоятельную работу, например: "Ты поиграл, пора заниматься. Тебе нужно написать буквы "К" и "Л", а потом пойдёшь играть".
Мы заметили, что нужно чередовать самостоятельную работу и занятия с тьютором. У ребёнка возникает нежелательное поведение, когда взрослый, позвав заниматься, остаётся сидеть рядом с ним и следит за выполнением, хотя ребёнок самостоятельно справляется с заданием. Присутствие тьютора необходимо, если требуется помощь или например, нужно отвечать устно. Если присутствие взрослого не требуется, то нужно дать задание и отойти на время выполнения, а потом проверить и вручить поощрение.
В ресурсной группе индивидуальная работа с ребёнком имеет большое значение, но всё таки главная задача такой группы – это расширение границ взаимодействия ребёнка с социальной средой, поэтому на первое место постепенно выходит процесс инклюзии (включения) детей с РАС в общеобразовательные группы детского сада.
Работа начинается с адаптации воспитанников, диагностики их особенностей, умений и навыков. Во время этого периода педагоги делают выводы о возможных вариантах включения каждого ребёнка в окружающую социальную среду, учат взаимоотношениям внутри ресурсной группы, как со взрослыми, так и с детьми. У воспитанников формируют такие умения, как: выполнять простые инструкции, просить и делиться, играть рядом или небольшими группами по 2-3 человека и т. д.
После того, как дети привыкнут к обстановке, правилам и людям, находящимся в «Ресурсной группе», начинается процесс «обратной инклюзии», когда дети из общеобразовательной группы внедряются на занятия, игры к детям с РАС. Но перед этим с воспитанниками общеобразовательной группы обязательно проводится беседа. Педагог объясняет ребятам, что рядом с ними живут их сверстники, которые тоже, любят играть, общаться и хотят дружить. Но из-за своей болезни они не могут хорошо разговаривать, плохо понимают речь, им сложно выполнять какие-то действия, иногда они бояться яркого света или громкого шума и т. д. Не нужно их обижать и смеяться над ними, лучше помогать и учить тому, что умеете сами.
Педагог-психолог совместно с воспитателями общеобразовательной группы и другими специалистами дошкольного учрежденияс помощью диагностических методик выявляет детей, способных сотрудничать с дошкольниками с РАС.
Для дошкольников с РАС также существует второй вариант включения - «прямая инклюзия», когда они выходят за пределы «Ресурсной группы» в музыкальный, физкультурный зал, групповые помещения общеобразовательных групп для отработки навыков, приобретенных в ресурсной группе.
Процесс «прямой инклюзии» начинается с ознакомления детей с РАС с окружающей средой общеобразовательной группы с последующим включением в игровое взаимодействие с нормотипичными сверстниками под руководством воспитателя и поддержкой тьютора.
Каждому ребёнку, исходя из его возможностей, составляется расписание и график посещения ООД общеобразовательной группы. Тьютор, сопровождающий воспитанника, играет второстепенную роль, оказывая лишь незначительную помощь своему подопечному, приучая ребёнка слушать указания воспитателя в процессе фронтальной работы.
Эффективной формой обучения социальным навыкам являются совместные праздники и развлечения. Положительные эмоции, возникающие от визуализации красочной обстановки зала, от ритмичной музыки, весёлых игр и приятных сюрпризов, приводят к тому, что дети с РАС в дальнейшем с большей активностью начинают участвовать в подобных мероприятиях с радостью демонстрируя свои способности.
Главная задача процесса инклюзии – сделать так, чтобы у ребёнка с расстройством аутистического спектра снизилась, а лучше всего сошла на «нет» потребность в тьюторском сопровождении.