Папки-передвижки

Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду (2 фото)

Екатерина Сергеева
Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду

Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду

В современном мире число детей с расстройством аутистического спектра увеличивается с каждым днём. Всё больше и больше детских садов и школ открывают ресурсные группы и классы.

Так, например, в МАДОУ Детском саду №233 г. Уфы с 2017 года функционируют две ресурсных группы для воспитанников от 4 до 8 лет.

Публикация «Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду» размещена в разделах

Особенностью таких групп является то, что дети РАС занимаются с тьютором по специально разработанной индивидуальной программе на основе прикладного анализа поведения (АВА, помогающего корректировать нежелательное поведение, повышать мотивацию к сотрудничеству, учебной деятельности и т. д.

Случай из практики. Ребёнок отказывался заниматься за столом, если садился, то на очень короткое время, не более 1-2 минут и постоянно порывался уйти. Тогда куратор предложил использовать следующие приё мы:

- мы начали давать короткие задания, состоящие из 1 задачи или вопроса (не более 1 минуты) после выполнения которых ребёнку давалось поощрение. Если даже ребёнок после выполнения оставался спокойным и не порывался вскочить из-за стола, мы не давали ему сразу следующие задание, а говорили: «Молодец, хорошо занимался, иди поиграй!» Клиент, поиграв 3-4 минуты, сам подходил к столу, садился и смотрел на тьютора с готовностью продолжить сотрудничество. Мы снова давали какое-то короткое задание, поощряли и отпускали. Потом мы стали, следя за реакцией ребёнка задания постепенно удлинять;

- объяснять задание и давать ему самостоятельную работу, например: "Ты поиграл, пора заниматься. Тебе нужно написать буквы "К" и "Л", а потом пойдёшь играть".

Мы заметили, что нужно чередовать самостоятельную работу и занятия с тьютором. У ребёнка возникает нежелательное поведение, когда взрослый, позвав заниматься, остаётся сидеть рядом с ним и следит за выполнением, хотя ребёнок самостоятельно справляется с заданием. Присутствие тьютора необходимо, если требуется помощь или например, нужно отвечать устно. Если присутствие взрослого не требуется, то нужно дать задание и отойти на время выполнения, а потом проверить и вручить поощрение.

В ресурсной группе индивидуальная работа с ребёнком имеет большое значение, но всё таки главная задача такой группы – это расширение границ взаимодействия ребёнка с социальной средой, поэтому на первое место постепенно выходит процесс инклюзии (включения) детей с РАС в общеобразовательные группы детского сада.

Работа начинается с адаптации воспитанников, диагностики их особенностей, умений и навыков. Во время этого периода педагоги делают выводы о возможных вариантах включения каждого ребёнка в окружающую социальную среду, учат взаимоотношениям внутри ресурсной группы, как со взрослыми, так и с детьми. У воспитанников формируют такие умения, как: выполнять простые инструкции, просить и делиться, играть рядом или небольшими группами по 2-3 человека и т. д.

После того, как дети привыкнут к обстановке, правилам и людям, находящимся в «Ресурсной группе», начинается процесс «обратной инклюзии», когда дети из общеобразовательной группы внедряются на занятия, игры к детям с РАС. Но перед этим с воспитанниками общеобразовательной группы обязательно проводится беседа. Педагог объясняет ребятам, что рядом с ними живут их сверстники, которые тоже, любят играть, общаться и хотят дружить. Но из-за своей болезни они не могут хорошо разговаривать, плохо понимают речь, им сложно выполнять какие-то действия, иногда они бояться яркого света или громкого шума и т. д. Не нужно их обижать и смеяться над ними, лучше помогать и учить тому, что умеете сами.

Педагог-психолог совместно с воспитателями общеобразовательной группы и другими специалистами дошкольного учрежденияс помощью диагностических методик выявляет детей, способных сотрудничать с дошкольниками с РАС.

Для дошкольников с РАС также существует второй вариант включения - «прямая инклюзия», когда они выходят за пределы «Ресурсной группы» в музыкальный, физкультурный зал, групповые помещения общеобразовательных групп для отработки навыков, приобретенных в ресурсной группе.

Процесс «прямой инклюзии» начинается с ознакомления детей с РАС с окружающей средой общеобразовательной группы с последующим включением в игровое взаимодействие с нормотипичными сверстниками под руководством воспитателя и поддержкой тьютора.

Каждому ребёнку, исходя из его возможностей, составляется расписание и график посещения ООД общеобразовательной группы. Тьютор, сопровождающий воспитанника, играет второстепенную роль, оказывая лишь незначительную помощь своему подопечному, приучая ребёнка слушать указания воспитателя в процессе фронтальной работы.

Эффективной формой обучения социальным навыкам являются совместные праздники и развлечения. Положительные эмоции, возникающие от визуализации красочной обстановки зала, от ритмичной музыки, весёлых игр и приятных сюрпризов, приводят к тому, что дети с РАС в дальнейшем с большей активностью начинают участвовать в подобных мероприятиях с радостью демонстрируя свои способности.

Главная задача процесса инклюзии – сделать так, чтобы у ребёнка с расстройством аутистического спектра снизилась, а лучше всего сошла на «нет» потребность в тьюторском сопровождении.

Фото №1 Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду
Публикации по теме:

Фотоотчет «На прогулке в детском саду»  (разновозрастная группа)Фотоотчет «На прогулке в детском саду»  (разновозрастная группа) За всю историю существования детского сада никогда не было такого времени, чтобы сад так долго находился без детей. Тихо в саду: не слышно.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Развлечение «Коляда в детском саду» (подготовительная группа)Развлечение «Коляда в детском саду» (подготовительная группа) Развлечение "Коляда в детском саду", подготовительная группа. Ведущий: Пришла коляда накануне рождества! Ворота отворяй и гостей принимай.

Сценарий праздника ко Дню матери в детском саду (разновозрастная группа детей 3–6 лет) Описание материала: Конспект праздника, посвящённого дню Матери для детей разновозрастной группы. Этот материал будет полезен воспитателям.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа)Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа) Театральная игра. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, наиболее сложными.

Театрализованная деятельность в детском саду (старшая группа)Театрализованная деятельность в детском саду (старшая группа) Цель: • развивать воображение, артистизм; • создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности, • поддержка воспитательных систем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду
Опубликовано: 17 марта 2022 в 22:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ресурсная группа как возможность инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД