наталья глушкова
Решение задач с использованием цифрового материала детьми с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических понятий и категорий является необходимой частью подготовки ребенка к школе, вместе с тем, это достаточно сложный для усвоения материал и не всегда в рамках «Программы обучения и воспитания дошкольников» дети могут достаточно полно и точно его освоить. Реализация данной задачи детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, позволяет существенно влиять на развитие мыслительной деятельности воспитанников, что является частью коррекционной работы. Цель проводившегося исследования – выявить эффективность системы работы по данной теме и использованных методов и приемов обучения решению арифметических задач с использованием цифрового материала, воспитать интерес к математическим знаниям, способствовать интеграции математических знаний в другие сферы деятельности.
Публикация «Решение задач с использованием цифрового материала детьми с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи с этим, были поставлены следующие задачи :
- научить детей решению арифметических задач с использованием цифрового
материала;
- дать представления о цифрах, уточнить представления о количестве;
- развивать мыслительную деятельность через операции анализа и синтеза,
формировать элементарное логическое мышление;
- учить использовать полученные знания в практической деятельности.
Участниками исследования стали воспитанники подготовительной комбинированной группы для детей имеющих проблемы в интеллектуальном развитии МК ДОУ д/с №6 поселка Вахруши Слободского района Кировской области. Психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК) детям был установлен диагноз – задержка психического развития (ЗПР). ЗПР – сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для психической сферы деятельности ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Задача учителя-дефектолога – максимально сократить сложный путь развития всех психических функций ребенка, в том числе, мыслительной деятельности, подготовить его к дальнейшему успешному обучению в школе и адаптации в окружающем социуме.
Коррекционно – развивающая работа по формированию элементарных математических представлений планировалась и проводилась с учетом следующих принципов:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- деятельностный принцип коррекции ;
- принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
- принцип комлексности методов психологического и педагогического
воздействия ;
- принцип возрастания сложности ;
- учет объема и степени разнообразия материала ;
- учет эмоциональной сложности материала.
Содержание практической работы делится на два этапа – подготовительный и основной.
Подготовительный этап.
- изучение литературы по теме исследования ;
- контрольное диагностическое обследование детей ;
- анкетирование родителей (приложение №1) ;
- планирование предстоящей работы.
Основной этап.
Уточнение представлений о количестве:
- группировка предметов по качественному признаку (сложи справа все
большие фигуры независимо от их цвета, а слева маленькие) ;
- пересчет 2-3 множеств предметов независимо от их расположения,
соотнесение итогового числа с количеством пальцев ;
- преобразование множеств, сохраняющих количество (заполнение сосудов
различной высоты содержимым одного объема сыпучих или текучих
материалов) ;
- сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными
анализаторами (счет на слух, на ощупь с соотнесением с количеством
пальцев) ;
- сравнение множеств по количеству - больше, меньше, поравну, на сколько
больше, на сколько меньше? (игрушки, картинки) ;
- преобразование множеств, изменяющих количество (положи на тарелку 4
груши, а слив на 2 больше ; сделай поравну).
Работа с цифрами :
- уточнение представлений о цифрах и их внешнем виде (обведи значком
названную цифру) ;
- соотнесение количества с цифрой (проведи стрелку от картинки к нужной
цифре);
- уравнивание множества с цифрой (3 медведя, а цифра 5 ,нужно добавить
еще 2 медведя и получится пять) ;
- уравнивание множества с цифрой и использованием символов ;
- уточнение представлений о месте цифры в цифровом ряду (составь цифровой
ряд, вставь пропущенную цифру).
Формирование представлений о знаках :
- проговаривание значений знаков + - = ;
- выкладывание знаков из палочек, бросового материала, изображение
знаков на пальцах ;
- практические задания с использованием знаков (вставь пропущенный знак
между изображениями с количеством предметов, между цифрами).
Формирование представлений о частях задачи :
- использование карт – схем;
- использование подвижных картинок – символов (условие, вопрос, решение,
ответ).
Обучение решению арифметических задач с использованием цифрового материала :
- демонстрационные задачи с использованием игрушек, подвижных картинок
и последующим их анализом ;
- задачи по ситуационным и последовательным картинкам с использованием
цифр и знаков ;
- задачи по примеру (8-3=?) ;
- задачи - иллюстрации с открытым смыслом ;
- задачи - иллюстрации с закрытым смыслом ;
- задачи уравнения с использованием демонстрационного материала (сколько
яблок дали ежику, если сначала у него их было 4, а стало 7?)
- задачи по схеме с условием (000000 – 00 =? задание – придумай задачу о
диких перелетных птицах, запиши решение цифрами);
- задачи с условием отвлеченно (придумай и запиши цифрами задачу на
прибавление так, чтобы в ответе получилось число 8) ;
- задачи отвлеченно в два действия (реши задачу и запиши решение – в вазе лежало 5 конфет, а мама положила туда еще 2 конфеты. Пришел Миша и взял из вазы 4 конфеты. Сколько всего конфет осталось в вазе?).
Использование полученных знаний в повседневной практической деятельности (примерный перечень ситуаций) :
- к нам в гости придут две бабушки и один дедушка, а нас в семье трое,
сколько всего стульев нужно поставить за стол?
- мы вчера купили 5 яблок и съели по одному, сколько яблок мы съели? хватит
нам сегодня снова по одному? сколько яблок еще нужно купить?
- я забыла номер телефона своей знакомой, помню, что первое число меньше
5 на 2, подскажи мне, пожалуйста ;
- тебе в этом году 6 лет, а Ира на 3 года тебя старше, интересно, сколько же ей
лет?
- посмотри, я к обеду достала ложки, посчитай их. Как ты думаешь, может еще нужно достать или убрать,сколько, почему?
- к тебе на день рождения придут 3 мальчика, две девочки и ты с братом. Сколько всего пирожных мне нужно купить к чаю?
Сравнительный анализ диагностического обследования детей до проведения коррекционно-педагогической работы :
У детей слабо сформированы представления о цифрах,они затрудняются соотносить их с количеством предметов, пальцев. Выполняют счетные опреации на конкретном материале, но не различают части задач, не могут записать решение.
После проведения работы:
Все дети усвоили цифры,знаки,научились различать части задачи и называть их. Самостоятельно составляют и решают задачи 80% детей, остальные используя помощь взрослого. Все дети научились использовать полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, работа систематизирована, выделены основные этапы и направления. Методы и приемы обучения, использованные в практической работе по теме исследования,эффективны. Система работы позволяет добиться значительных результатов по формированию у детей с ЗПР математических представлений. Реализация практической работы в данном направлении формирует элементарное логическое мышление ребенка,помогает использовать полученные знания в повседневной практической деятельности.
Приложение №1
Анкета для родителей «Готовимся к школе»
Ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить данную проблему и оказать вам действенную помощь.
- готов ли Ваш ребенок к школе?
- считаете ли Вы знания математических понятий, категорий необходимой
частью подготовки к школе?
- нужно ли знать ребенку 6 – 7 лет знаки цифры, знает ли он их?
- хотите ли вы научить своего ребенка решать задачи в детском саду или этим
должна заниматься школа?
- использует ли Ваш ребенок математические знания в повседневной жизни?
- согласны ли Вы с утверждением, что формирование элементарных математических представлений «дисциплинирует и оттачивает ум», является
«стартовой площадкой» для дальнейшего успешного обучения в школе.
Список литературы
1. Гаврилушкина О. П., Стребелева Е. А., Соколова Н. Д. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2002.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. М. ,1991.
3. Марковская И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейро- психологическая диагностика. М., 1993.
4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1991.
5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Ярославль. 1997.