Мария Сергеева
Решение задач на нахождение периметра квадрата, прямоугольника
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Решение задач на нахождение периметра прямоугольника и квад-рата.
Цели урока:
Формирование умения решать задачи на нахождение периметра прямоугольника и квадрата; способствовать развитию у учащихся памя-ти, внимания, логического и математического мышления, правильной, математически грамотной речи; обобщать знания детей о прямоуголь-нике и квадрате, закреплять умение находить их периметр; формировать вычислительные навыки, умение преобразовывать, сравнивать, склады-вать и вычитать именованные числа; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Публикация «Решение задач на нахождение периметра квадрата, прямоугольника» размещена в разделах
Оборудование:
Зашифрованная в примерах табличного умножения и деления на 9 фраза: «О чём мечтали люди?»; формулы нахождения периметра пря-моугольника и квадрата : Рпр. = (a + b) * 2; Рпр. = a * 2 + b * 2; Рпр. = a + b + c + d; Рпр. = а * 4; раздаточный материал: квадраты, прямоугольники; палетки 10 * 10.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день! Наша основная задача на сегодняшнем уроке: ду-мать, смекать и считать. А ещё мы попробуем разобраться с тем, как с помощью математики сказку сделать былью.
- Кто из вас любит читать сказки?
- А какие сказки мы называем волшебными?
II. Актуализация опорных знаний.
- Для начала расшифруем фразу, которая спряталась в примерах.
36 8 27 54 9 8 5 72 7 63 7 81 6 63 1
(Получится фраза «О чём мечтали люди)
3 см * 9 = … см (е) 8 дм 1 см : 9 = … см (е) 9 см * 4 = … см (о) 7 дм * 9 = …дм (и) 9 дм * 9 = … дм (ю) 7 дм 2 см : 9 = … см (ч) 6 дм 3 см : 9 = … см (л) 5 дм 4 см : 9 = … см (д) 4 дм 5 см : 9 = … см (т) 9 дм : 9 = … дм) 9 см * 8 = … см (а) 9 * 6 дм = … дм (м)
- Народ слагал сказки тысячи лет назад, когда ещё не умел читать и писать. В своих сказках люди выражали свои мечты и надежды. Им очень хотелось иметь ковёр-самолёт, чтобы быстрее передвигаться. И вот менее 100 лет назад люди, хорошо знающие математику и законы физики, изобрели… (самолёт)
- Люди мечтали о ярком свете ночью, и что же они придумали в помощь сказочным героям? (Перо жар-птицы) Какой предмет теперь освещает пространство в ночное время? (Прожектор, электрические све-тильники)
- Подумайте и скажите, какие предметы люди придумали в сказках, чтобы быстрее передвигаться, находить дорогу в незнакомой местности, иметь возможность пообедать в дороге. Назовите реальные предметы и сказочные аналоги.
(Скатерть-самобранка – кафе или рестораны; ковёр-самолёт – само-лёт;; чудо-зеркальце – телевизор; сани-самокаты – аэросани; конёк гор-бунок – космическая ракета; клубок ниток, указывающий путь – компас и карта; сапоги-скороходы – машины; золотой петушок – радиолока-тор)
III. Постановка темы урока.
- Какой предмет Василиса Прекрасная должна была выткать за од-ну ночь? (Ковёр)
- Не просто ковёр, а ковёр по заданным размера – периметр равен числу, состоящему из четырёх четвёрок метров. Это сколько? (16 мет-ров)
- Только вот я разволновалась и забыла, что такое периметр. Вы поможете мне на уроке разобраться в этом?
- Давайте вспомним, что мы называем периметром?
(Дети вспоминают формулы нахождения периметра прямоуголь-ника и квадрата.)
- Давайте потренируемся находить периметр квадрата.
Возьми линейку, карандаш
И начерти квадрат.
Да повнимательней следи,
Чтоб не был кривоват.
Отметим в стороны:
5 сантиметров пусть.
(Дети вычерчивают длину)
Теперь задание, и ты
Внимательнее будь.
Ты сумму всех его сторон,
Пожалуйста, найди.
И самый быстрый способ ты
В ответе приведи.
(Дети самостоятельно находят периметр.)
- Сегодня на уроке нам предстоит расширить наши знания о квад-рате. Попробуем найти периметр волшебного платочка со сторонами 9 дм и 7 дм. Что это за фигура? Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?
- Как мы можем найти периметр прямоугольника?
Р = a + b + c + d
P = (a + b) * 2
P = a * 2 + b * 2
- Возьмите в руки белые прямоугольники, которые лежат у вас на парте, измерьте их стороны и найдите периметр. Решение запишите в тетрадь. Чему равен периметр этих прямоугольников?
- А что вот это за фигура? (Показываю квадрат.)
- Как доказать, что это квадрат? (У квадрата все углы прямые и все стороны равны между собой)
- Начертите в тетрадях квадрат со стороной 6 см. Найдите его пе-риметр.
- Как удобнее найти периметр квадрата?
- А можем ли мы у прямоугольника, который не является квадра-том, так же найти периметр? Почему?
- Возьмите лежащие у вас на парте квадраты, измерьте их стороны и найдите периметр. Запишите решение в тетрадь.
- А теперь займёмся повторением и закреплением изученного.
1. Сколько дециметров в 1 м? Решите примеры.
6 дм 6 см = … см 4 дм 30 см = … дм … см
4 дм 3 см = … см 3 дм 55 см = … дм … см
2. Найдите состав именованного числа
38 см = … дм … см 79 см = … дм … см
100 см = … дм 5 дм = … см
IV. Формирование вычислительных навыков.
1. Математические загадки.
а) Игорь начертил 2 отрезка. Второй отрезок у него получился на 40 см длиннее первого. А его длина – 2 см. Какова длина первого отрез-ка?
б) Таня тоже начертила 2 отрезка. Второй отрезок у неё получился короче первого на 1 дм, а длина второго отрезка – 5 дм.
в) Борис начертил квадрат со стороной 5 дм. Какой у квадрата пе-риметр?
г) Саша измерил длину и ширину своего стола. Оказалось, что длина равна 1 м, а ширина – 6 дм 7 см. На сколько длина стола больше его ширины?
д) От куска ленты отрезали сначала 6 дм 2 см, а потом ещё 1 дм 3 см. Сколько всего отрезали ленты.
2. Далее учитель работал по учебнику.
V. Итоги урока.
- Какие правила и понятия по математике мы сегодня вспом-нили?
- У кого из вас действия с измерением длины и вычисления с единицами её измерения вызывает затруднения?
VI. Домашнее задание.
- Выбрать любые сказки и в связи с ними составить задачи, связан-ные с длиной, расстоянием, вычислением периметра. И решить их.