валентина ильясова
Рельефная декоративная (изразцы) лепка в подготовительной группе «Чудо-цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства.
Задачи: продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.
Публикация «Рельефная декоративная (изразцы) лепка в подготовительной группе „Чудо-цветок“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Рельефная, барельефная лепка
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Предварительная работа: Беседа о цветах: особенностях внешнего вида, местах произрастания. Рассматривание произведений декоративно – прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, вышивки, художественная роспись)
Материалы, оборудование: Квадратные квадратики размером 10 на 10 сантиметров; пластилин; стеки; 2-3 произведения декоративно – прикладного искусства с цветочными элементами (семеновская матрешка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево).
Методика проведения.
Воспитатель показывает детям несколько произведений народно – прикладного искусства с растительным декором.
- С давних –давних времен люди изображали цветы на своей одежде, посуде, мебели: рисуют, вышивают, ткут, плетут. Все варианты цветочных композиций встречаются в разных видах народно – прикладного искусства - в росписи, вышивке, ткачестве, ковроделии.
- Но, оказывается, есть еще один вид народного искусства, в котором цветы «согревали» людей холодной зимой и радовали жарким летом. Это изразцы – керамическая плитка с узором, которыми облицовывали печи. Техника создание изразцов настолько увлекательна, что мы с вами можем смастерить, что то подобное. Конечно же, у нас получатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно - прикладного искусства. Но сначала совершим небольшое путешествие в историю промысла «Такое древнее искусства – изразцы».
- Керамическая плитка известна на Руси с 11- 12 веков. Поначалу они создавались для украшения соборов и других зданий как декоративно – архитектурный элемент, а чуть позднее вошли в интерьеры жилищ людей разных сословий. Это широко известные печные и придверные изразцы.
- Изготовление изразца начиналось с формовки. После формовки изразец дважды обжигали и расписывали. Для первого обжога роспись выполняется цветными глинами – ангобами. Сначала сырой изразец покрывают белым ангобом и по нему шилом гравируют рисунок на такую глубину, чтобы проступил темный слой глины. Потом отдельные части процарапанного узора закрашивают красно – коричневыми ангобами и отправляют на первый обжиг. Затем продолжают формировать керамическими красками – желтой, зеленой, синей, покрывают лазурью и обжигают повторно.
- На изразцах, которые всегда имеют квадратную форму, цветы, букеты, ветки чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрическими. Одинарный цветок в центре обычно довольно крупный. Если цветок не очень большой, то можно украсить и уголки изразца – цветочками, листочками, ягодками.
- Цветы такие разные! Попробуем слепить для наших пластилиновых изразцов такие - же, как в природе, или придумать свои – необычные, сказочные.
- Возьмем пластину – основу, наметим карандашом точку в центре и, если нужно, в уголках – на одинаковом расстоянии. Представим чудо – цветок во всей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем. Берем кусочек пластилина, скатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку и прижимаем к фону в центре пластины. Это первый слой лепестков. Берем еще один кусочек пластилина – чуть меньше по размеру. Снова скатываем шарик и выкладываем по верх первой лепешки. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее выступать над поверхностью. Украсим его красивой маленькой ягодкой. Вернемся к первому слою, украсим и его – выложим по кругу жгутик или прикрепим много маленьких шариков. А вокруг нашего слоеного цветка прилепим красивые лепестки: одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или много цветные.
Дети самостоятельно лепят рельефные картины «Чудо – цветы».
В конце занятия оформляется выставка «Чудо – цветок». Дети исполняются стихи, песенки о цветах.