Елена Голеусова
Релаксационные занятия с детьми в период адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная посещать детский сад, ребенок неизбежно испытывает стресс. Незнакомые взрослые и ребята, расставание с мамой на целый день, новые правила, которые нужно выполнять, - все это становится причиной внутреннего напряжения. В это время важно помочь малышу привыкнуть к новой обстановке. Сенсорная комната - интересное и увлекательное место, где ребенок наверняка забудет обо всех своих переживаниях.
Публикация «Релаксационные занятия с детьми в период адаптации к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Дети, пришедшие первый раз в детский сад, испытывают стресс в меньшей или большей степени. Это состояние может сопровождаться целым спектром эмоций - плачем, страхом, гневом. Игровые сеансы (приложение) в сенсорной комнате позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительное отношение к окружающему миру, создают бодрое и оптимистичное настроение. Интерактивное оборудование сенсорной комнаты возбуждает интерес детей младшего возраста (3-4 лет, стимулирует их исследовательскую деятельность, помогает развитию двигательной активности. Спокойная обстановка сенсорной комнаты, мягкий свет, тихая нежная музыка способствуют появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия.
Проведение игровых занятий в темной сенсорной комнате.
Игровые сеансы в темной сенсорной комнате проходят в период с октября по декабрь два раза в неделю.
Цель: психопрофилактика невротических нарушений у детей, создание ситуации доверия ребенка к окружающему миру.
Задачи:
восстановление психоэмоционального статуса у ребенка; развитие умения выражать свои эмоции; стабилизация эмоционального состояния, достижения положительных эмоций; развитие познавательной деятельности у детей.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия. Вход в сказочную атмосферу. Создание положительного настроя на занятие.
2. Основная часть направлена на решение задач цикла. Она включает упражнения на сенсорной тропе, игры с сухим дождем, светящимися лианами, пузырьковой колонной, игры с мыльными пузырями, шелковыми платочками.
3. Ритуал прощания. Подведение итогов, обратная связь.
Состав группы: оптимальное количество участников - 4 человека.
Продолжительность игрового сеанса: 10-15 минут.
Форма одежды: футболка и шорты, обувь снимается перед входом в сенсорную комнату.
Противопоказания: обострение соматических заболеваний, аллергических реакций.
Оборудование темной сенсорной комнаты:
• Мягкие коврики - служат в качестве мягкого напольного покрытия, на котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, производить разные действия. Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате.
• Сенсорная тропа для ног (волшебная дорожка) - ковролиновая дорожка, к которой с помощью липучек крепятся круглые «кочки-мешочки» с разными наполнителями или квадратные ребристые коврики. Ходьба по «кочкам-мешочкам» развивает тактильное восприятие, координацию движений, способствует профилактике плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе увлекательным и полезным. Она используется и в светлой, и в темной комнате. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по тропе в тонких носочках.
• Сухой душ - разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз словно струи воды. Их можно трогать, перебирать руками, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. Сухой душ может использоваться как уголок уединения.
• Светящиеся лианы – в них можно заматываться, плести косы.
• Кресло-мешок – бесформенное, уютное кресло. Используется как для релаксации. В нем можно полежать, в него можно побить кулаками, выплеснуть накопившуюся негативную энергию.
• Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной - в прозрачной колонне, выполненной из органического стекла и заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны разноцветные шарики и фигурки рыбок. Пузырьковая колонна эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, снимает нервно-психическое напряжение у детей.
• Светодиодное панно на стену «Млечный путь».
Адаптационное игровое занятие в сенсорной комнате для детей 3-4 лет.
Цель: снять эмоциональное напряжение, создать ситуацию доверия ребенка к окружающему миру.
Оборудование: сенсорная дорожка, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, кресло-мешок, светящийся шар с релакс. музыкой, аромалампа, лампа Чижевского, увлажнитель воздуха, игрушка Лунтик, мыльные пузыри, цветные камушки, муз. инструменты- бубны.
1. Ритуал приветствия:
-Здравствуйте, ребята! (дети снимают сандалии, стоят с психологом за дверью релаксационной комнаты «Гармония»).
Слышите, кто-то нас зовет? (Кто-то сказочным голосом зовет детей.)
Давайте посмотрим, кто это! Это Лунтик.
Давайте поздороваемся с ним! Здравствуйте ребята! Хотите отправиться на мою планету?
- Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной планете, на которой живет Лунтик. Все готовы? Тогда в путь!
2. Упражнение «Волшебная дорожка».
-Перед вами лунные «кочки». Какие они? (мягкие, твердые). Психолог вместе с детьми идет по сенсорной тропе.
Зашагали ножки,
Топ-топ-топ,
Прямо по дорожке.
Ну-ка веселее,
Вот как мы умеем.
Шагают наши ножки,
Топ-топ-топ.
3. Упражнение «Наблюдение за рыбками».
- Ребята, мы с вами пришли к волшебному озеру.
Психолог и дети подходят к пузырьковой колонне. Рассматривают колонну, рыбок, пузырьки, стрекозы, кувшинки, называют цвета, указывают, какие рыбки больше нравятся. Пускаем пузырьки, как рыбки. (Мыльные пузыри).
4. Знакомство с магическим деревом.
- Ребята, на планете Лунтика растет красивое волшебное дерево, у него вместо листьев длинные сверкающие нити.
Оно любит, когда ему заплетают косички.
Вставайте вокруг него, сделаем ему красивую прическу.
5. Танцевальная терапия. Магический танец с бубнами. Музыка: барабаны.
-Ребята, Лунтик приглашает нас потанцевать вокруг дерева. Слушайте, смотрите и повторяйте за мной:
(Психогимнастика с Лунтиком. Исполняем танец с бубнами вокруг магического дерева.)
6. Отдыхаем на мягких креслах-подушках.
-Что- то мы устали путешествовать и танцевать, давайте ляжем на мягкие подушечки, накутаемся чудо-одеялом (лианами) и послушаем как капает дождик.
Дыхательные упражнения на расслабление. (Релаксация):
Психолог ведет детей своим голосом: вдо-о-о-х… вы-ы-до-о-х…мягче…легче… Тело не двигается. ручки лежат спокойно…расслабленно…расслабленно. Дышим животиком…мягче…легче. Молодцы! У вас замечательно получается… Наблюдаем, как воздух выходит…животик поднимается…опускается…Лицо расслабляется….становится спокойным, мягким…вдох…выдох…молодцы!
После расслабления дыхательных упражнений рассматриваем сухой дождь.
7. Игра с лианами под релаксационную музыку (произвольная) / или рассматривание разноцветных камушков.
8. Ритуал прощания.
-Ну вот, ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться на нашу планету) Землю.
Давайте найдем ее на звездном небе (рассматривание панно на стене «Звездное небо»). Дети прощаются с Лунтиком. Желают хорошего настроения ему и себе.
-А теперь закройте глаза и когда я досчитаю до 3-х откройте – мы дома!
Возвращение на Землю, в детский сад.