клокова нина
Релаксационные техники для подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по программе
«Психологическая саморегуляция и арттерапия»
в сенсорной комнате.
Формы, режим и структура занятий
Занятия проводятся ежедневно, длительностью 40 минут. В течении дня проходят 3 группы. Занятия построены по принципу Т-групп и имеют следующую структуру:
До занятия и после детям проводится замер артериального давления и частоты сердечных сокращений.
Публикация «Релаксационные техники для подростков» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вводная (10 мин) – ритуал вхождения в занятия, комплекс упражнений на мышечное расслабление, психогимнастика просмотр видеоролика, теоретический материал
Основная (обучающая) (20-25 мин) – релаксация (активация познавательных процессов, сочетание свето-, арома-,музыкотерапии, может быть тематическим погружением, в виде игры.
Завершающая (5-10 мин) – элементы арттерапии, игры телесноориентированные, выход из состояния релаксации, подведение итогов.
2 Обучающее 15м 25м 40м
2.1 Замер АД. 5м Выполнение задания
2.2 Интерактивная беседа о саморегуляции 5м
2.2 1 часть комплекса «Дыхательная гимнастика» 5м Выполнение задания
2.3 Упражнение на релаксацию «Вводное» 5м 7м Интерактивная связь
2.4. Занятия на модулях 5м Выполнение задания Интерактивная связь
Занятие № 2 Тренинговой программы
«Психологическая саморегуляция и арттерапия»
Занятие имеет следующую структуру, рассчитано на 40 минут, на 10 человек.
Цель:
- заинтересовать занятиями
- активизировать произвольные процессы
-Формировать и развивать понятие саморегуляции
-Активизировать положительные эмоции
-Обучение навыкам дыхательной гимнастики
Материал о оборудование сенсорной комнаты.
На начало занятия включен потолок «Звездное небо», аромоустановка заправлена маслом «Лаванды», музыка для релаксации альбом №2.
Ход занятия
Беседа о саморегуляции. Активизирующие вопросы к подросткам : что такое Саморегуляция, зачем она нужна, какие вы знаете способы саморегуляции и пользуетесь ими?
Саморегуляция - способность человека регулировать свое эмоциональное состояние.
Саморегуляция бывает:
Дети удобно устраиваются на пуфиках, в положении полулежа. Успокаиваются и выполняют упражнение дыхательной гимнастики по методике А. В. Алексеева. В основе методики лежат 4 компонента. Если в группе 14-16 летние подростки, сними можно эти компоненты обговорить.
1. Умение расслаблять мышцы.
2. Способность максимально ярко, без напряжения представлять содержание формул самовнушения.
3. Умение удерживать внимание на избранном объекте
4. Умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.
Комплекс дыхательной гимнастики:
1. Сосредоточились на своем дыхании, сделали спокойный глубокий вдох и спокойный выдох. Повторить эту формулу несколько раз, чтобы дети настроились.
Вводная медитация имеет важнейшее значение и оказывает сильное воздействие на формирование этики и развитие эмоциональной любви ко всем проявлениям жизни, а также способствует приобретению навыков концентрации внимания. Кроме того, она создаёт положительный эмоциональный фон для выполнения дальнейших упражнений.
Выполняем упражнение на вдохе, про себя говорим слово : «Я», на выдохе «Расслабляюсь». Я упражнение проговариваю вслух, вы про себя. Упражнение повторяется 3 раза.
2. Закрыли глаза. Еще одним хорошим способом саморегуляции является создание положительных образов. Представьте себе, что в груди у вас есть солнце: маленькое, теплое, приятное… Оно наполняет вас энергией и теплом. Соберите в солнце все свои хорошие и добрые чувства, проговорите их про себя ( можно вслух помочь: чувство тепла, света, добра, любви, нежности и). Наполнитесь этими чувствами сами. Представьте себе кувшин, который вы наполняете водой, так и вы наполняетесь хорошим, добрым светлым.
3. Дыхание спокойное,ровное. Проговариваем про себя упражнение: на вдохе говорим: «Я», на выдохе «Расслаблен», на вдохе «И», нав ыдохе «Спокоен».- повторить 3 раза.
Молодцы, упражнение закончилось,открываем глаза и тихо, спокойно встаем на ноги.
4. Следующее упражнение подростки выполняют стоя в круге, вместе с психологом.
Ладони рук разворачиваем внутрь круга. Выполняем несколько движений сразу: через стороны вверх поднимаем руки, делаем спокойный вдох и поднимаемся на носочки. Можно провести ассоциацию с распускающимся навстречу солнцу цветком. На несколько секунд задержать дыхание и, наклоняясь вперед вниз сделать выдох, как бы сбрасывая все лишнее с плеч. Повторяем 3 раза.
5. Рисуем свое дыхание. Стоим в круге, ладошки развёрнуты внутрь, ноги на ширине плеч. Руки перед собой. Вдох руки вверх, выдох руки вниз. Движения плавные, неторопливые. Повторяем 3 раза.
Упражнения дыхательной гимнастики закончились. Переходим к упражнению на релаксацию мышечную.
Дети располагаются на полу в горизонтальном положении на расстоянии друг от друга.
Упражнение начинается с настроя на спокойное дыхание. Сосредоточились на своем дыхании, дышим спокойно и ровно, хороший,глубокий вдох и спокойных выдох.
Учимся расслаблять мышцы. Я упражнение проговариваю вслух, вы про себя. Если кому-то удобно закрыть глаза, вы можете это сделать.
Методика психомышечной тренировки, разработанная А. В. Алексеевым
Методика проста и достаточно эффективна.
Вся психомышечная тренировка состоит из 12 формул:
1. Мои ноги теплые, спокойные, расслабленные…. Мышцы ног полностью расслаблены… 2. Мои руки теплые, спокойные, расслабленные…. Мышцы рук полностью расслаблены…
3. Моя шея теплая, спокойная, расслабленная…. Мышцы шеи полностью расслаблены…
4. Мое лицо теплое, спокойное, расслабленное…. Мышцы лица полностью расслабились…
5. Я нахожусь в состоянии приятного глубокого покоя.
Закройте,пожалуйста, глаза …. И представьте себе место, где вы любите отдыхать…. Побудьте там и послушайте музыку… Прибавляется сопровождающее музыкальное оформление. 1 минуту дети лежат слушают музыку, находясь в состоянии расслабленности и покоя.
Затем ритуал выхода из состояния.
Я вам считаю от 3 до 1,вы открываете глаза и поднимаетесь на счет 3.
3 сейчас вы выйдете из состояния расслабленности и вернетесь к своему обычному состоянию. 2- вы хорошо отдохнули у вас много положительных эмоций 1 – тихо спокойно вы можете подняться.
Как вы себя чувствуете? Интерактивная связь с подростками : они деляться своими ощущениями
Упражнения мы с вами выполнили все.
Сейчас проходим, заниматься на модули. Так как занятие второе, то дети знакомы с правилами работы на каждом модуле и занимаются самостоятельно. Психолог проводит наблюдение и помогает по необходимости.
(Из всех психотерапевтических методик аутогенная тренировка наиболее доступна в овладении и может применяться самостоятельно. Она не имеет противопоказаний даже у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.)
В конце занятия дети и психолог собираемся в круг на полу, чтобы провести обратную связь от занятия. Что понравилось, что получилось, какие эмоции, ощущения от занятия.