Елагина Елена Анатольевна
Релаксация как средство снятия эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксация, как средство снятия эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Автор: Елагина Елена Анатольевна воспитатель ГБДОУ детский сад 2 компенсирующей направленности Кировского района город Санкт-Петербург
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дошкольники, посещая детский сад, различные кружки, секции - получают большое количество информации, устают физически и эмоционально, конечно в эту категорию входят дети с ограниченными возможностями.
Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Публикация «Релаксация как средство снятия эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
• Время выполнения упражнений не более 4-5 минут.
• Релаксация включают в себя комплекс из 3-4 упражнений, на разные группы мышц.
• Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом.
• Завершение релаксации только на позитиве.
НАСТРОИ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления.
• Лечь или сесть удобно и расслабиться.
• Прочувствовать и «осмотреть» свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла. Желательно с закрытыми глазами.
• Ощутить приятное тепло, покой, комфорт от расслабления.
ПУТИ РАССЛАБЛЕНИЯ:
Релаксация через дыхание
«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий: «Представьте себе, что мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите шарик к губам, раздувая щёки, медленно, через губы надувайте его. Следите глазами, как ваш шарик становится больше, дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Расслабление через образ
«СИЛА МОРЯ»
Лягте на пол и закройте глаза. «Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха, и найдите внутри себя такое место, где тихо и спокойно. Прислушайтесь, как морские волны мягко накатывают на берег. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы, и всё, что вас напрягает».
Как вариант – прочитать стихотворение.
Стайка рыбок закружилась-
Море синее приснилось
Вода прозрачно – голубая
Нас баюкает, качает…
На поверхность из глубин
Подплывает к нам дельфин
Вот совсем не зная страха
Подплывает черепаха….
А за ней раскинув ножки
Вглубь несутся осьминожки
Ах, прозрачная водица!
Видим рыбок вереницу…
Можно рыбок нам догнать…
Только вот пора вставать.
Все как рыбки встрепенулись,
Из морских глубин вернулись.
Релаксация через словесное внушение
«Моя правая рука расслаблена. Она тяжёлая и тёплая. Я чувствую как расслабление растекается по всей кисти. Каждый палец становится более тяжёлым. Чувствую тяжесть всей кисти».
То же самое – левая рука, левая нога, правая нога.
«Моё тело расслаблено».
Релаксация через напряжение
Сядьте. Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте, как можно сильнее, правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой».
РЕЛАКСАЦИЯ И МУЗЫКА
Релаксация и музыкотерапия – это лекарство, способное изменить душевное и физическое состояние человека.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает дыхание.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
В процессе расслабления беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными, терпеливыми. Дети, скованные и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Литература
1. О. Н. Саранская «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»
2. Л. И. Зайцева Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников»
3. Д. М. Маллаев, Д. И. Гасанова «Теория и практика психотехнических игр»
4. О. В. Баженова «Тренинг эмоционально-волевого развития»