Олеся Гришанова
Аутотренинг-релаксация для детей «Этюды для души»
▼ Скачать + Заказать документы
Аутотренинг релаксация для детей дошкольников
Оздоровительная работа в детском саду
Оздоровление в детском саду
Аутотренинг - релаксация для детей «Этюды для души»
Релаксация (от лат. Relaxation - ослабленный) - 1) соединение ума и тела (мышц) ; 2 (физиол.) - расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Аутотренинг (от греч. Autos - сам, свой, само и англ. Training - тренинг) - система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности.
Умение не только расслабляться, но и собраться.
Сотвори в себе солнце
Темочки:
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась.
Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны) .
Волшебный цветок добра
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами
• Откройте глаза.
• Пошлите друг другу добрые мысли.
• Всего вам доброго!
Путешествие на облаке
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Игры, способствующие расслаблению дошкольников
Игры, способствующие расслаблению помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элементы игры. Дети быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
- Сядьте удобно и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет.
Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте» как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все более мягкими и расслабленными. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням.
Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 с) .
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
«Скульптура»
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
ребенка, который отдыхает;
ребенка, который ничего не боится;
ребенка, который всем доволен;
ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
“Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица:
“Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки.
Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Рот на замочке”
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Злюка успокоилась”
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .
Упражнения на расслабление мышц шеи:
“Любопытная Варвара”
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук
“Лимон”
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.
Предварительный просмотр:
В процессе развития, воспитания и обучения в детском саду дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.
А эмоции и чувства, как известно плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детским эмоциями.
Чувства ребенка в таких ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание и негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы искоренять и подавлять эмоции, а в том, чтобы научить ребенка ощущать и понимать их, проявлять их в приемлемой форме, управлять своим поведением, «слышать» свое тело.
Поэтому важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений.
Умение расслабляться помогает одним детям снять внутреннее напряжение и возбуждение, другим — сконцентрировать внимание, а так же преодолеть скованность и зажатость.
Поэтому релаксации позволяют повысить успешность учебной деятельности. Расслабление достигается при выполнении специально подобранных игровых упражнений, каждому из которых дается образное название, что привлекает детей. Они выполняют их, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.
Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание. Опыт работы показывает, что после релаксационных упражнений у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
В приложении даны некоторые упражнения на общее расслабление организма, которые помогут ребенку не только расслабиться, но и развивают у детей воображение, фантазию, навыки владения телом. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и голоса птиц, журчание ручейка, шум моря и пение дельфинов.
Авторские приёмы релаксации
Цель:учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.
Комплекс упражнений развивающих фантазию, воображение и способность внутреннего видения, для детей среднего и старшего возраста.
Упражнение № 1 «Весёлый ручеёк»
Ребята! Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу. Закройте, пожалуйста, глаза. Лето, очень жарко. Вы слышите?
Это журчит весёлый ручеёк. Он весело бежит по камушкам, манит и зовёт нас к себе.
Подойдём поближе и осторожно опустим в него руки.
Что вы чувствуете? Какие ваши ощущения? (ответы детей). Действительно, как приятно освежить руки от этого палящего зноя. А теперь мысленно представьте, что вы видите.
Конечно, вы увидели стайку разноцветных рыбок. Они проплывают между вашими пальчиками и пугливо прячутся в водоросли. А самые любопытные рыбки, вновь подплывают и играют с вами.
Вы улыбаетесь, вам нравится эта интересная игра в прятки.
А теперь очень медленно поднимите руки. Вы чувствуете, как капельки воды медленно стекают с них обратно в ручеёк?
Давайте поднимем руки вверх к солнышку.
Маленькие капельки засверкали всеми цветами радуги. Ваши руки быстро высохли от ласкового прикосновения солнышка. Вам хорошо и спокойно, вы прекрасно отдохнули.
Встряхните руками и откройте, пожалуйста, глаза. Вам понравилась прогулка? Расскажите, пожалуйста, что вы увидели?
Упражнение № 2 «На лесной полянке»
Дети, я предлагаю вам отправиться в волшебную страну красок. Королева красок, подарит вам пять замечательных минут на лесной полянке.
Закройте, пожалуйста, глаза и повторяйте волшебные слова. Желтый, красный, синий цвет королева ждёт нас всех
Вы чувствуете, что находится в ваших руках? Я вам подскажу. В правой руке у вас кисть для рисования, а в левой палитра.
На палитре четыре краски: жёлтая, синяя, красная и зелёная.
Давайте представим, что мы - художники. Начинайте рисовать.
Возьмите жёлтую краску, нарисуем солнышко. Какое оно? Правильно: ласковое, доброе, тёплое.
А теперь возьмём синюю краску и нарисуем облака. Расскажите о них. Действительно: Лёгкие, пушистые, воздушные и разной формы.
Зелёная краска поможет нам нарисовать траву и деревья. Как красиво, вы молодцы! Я горжусь вами! А вам нравится?
Чего же не хватает в вашем рисунке? Ну конечно, вы правы. Красной краской мы нарисуем большие, спелые, сочные и вкусные ягоды земляники.
Полюбуйтесь-ка, какая замечательная картина получилась! Мы прощаемся с королевой красок и благодарим её. Откройте глаза и расскажите о своей картине.
Упражнение № 3 «На дне морском»
Ребята! Сегодня нас ждёт в гости морской царь.
Он устраивает бал для всех морских жителей подводного царства и предлагает вам нарисовать то, что вам понравилось.
Вы готовы принять его предложение? Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте музыку моря и мой голос.
Мы медленно спускаемся на дно моря и видим огромный трон украшенный кораллами ярко-красного цвета.
На троне морской царь, сквозь его длинную бороду проплывают весёлые стайки разноцветных маленьких рыбок.
Рядом расположились русалочки, их наряд прекрасен, а украшения из ракушек восхищают своей красотой и оригинальностью.
Неповоротливые крабы танцуют с лёгкими медузами нежно голубого и розового цвета. Морские коньки выполняют затейливые музыкально-ритмические движения.
На бал важно прибыли грозные акулы. Сегодня они в добром расположении и никого не тронут.
Ребята ваши руки это кисти, попробуйте нарисовать всё, что вы видите, не торопитесь.
Наше время истекло и нам пора возвращаться в студию. Очень медленно мы плывём вверх и открываем глаза.
Вам понравилось путешествие на морское дно? Что вам больше всего запомнилось? Расскажите свои ощущения.
Упражнение№ 4 «Страна сладостей»
Ребята вы любите сладости? Я приглашаю вас, в страну сладкоежек и там вы увидите много необычного и интересного.
Вы готовы? Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте меня внимательно.
Обратите внимание на лёгкие, белые облака, они воздушные и сделаны из белого зефира, Яркое и ласковое солнышко из жёлтой пастелы.
Оглянитесь вокруг себя. Мы находимся в детском парке. Скамейки из белого, молочного шоколада, фонтан из лимонада, а зверята по краю бассейна из мармелада, а маленькие рыбки из цветного монпансье.
Деревья в парке тоже очень вкусные, они из хвороста, а листики из крема. Дорожка в парке посыпана арахисом в шоколаде.
Я предлагаю вам проявить фантазию и воображение. Подумайте, и представьте, из чего будет сделан детский городок для маленьких детей.
Ваши руки - это кисти. Приступайте к работе. У каждого будет свой рисунок.
Ребята, наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в студию.
Откройте, пожалуйста, глаза и расскажите про свои ощущения об увиденном. Вам понравилась страна сладостей?