Бакшеева Татьяна Сергеевна
Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность значима в учебной деятельности учащегося любого звена. Познавательная активность, определение - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности. В данной статье рассмотрим различные типы познавательной активности у учащихся.
Учащиеся с «нулевым» типом познавательной активности
Тактика учителя
Публикация «Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Нейтрализация негативных впечатлений от прошлых неудач, создание ситуации «успеха»; работа по ликвидации пробелов в знаниях (через задания по силам и небольшого объёма); работа по готовому алгоритму; включение игровых элементов; обращение только по имени, похвала, одобрение, ровная интонация, позитивное построение фраз.
Метод
Объяснительно – иллюстративный, обилие наглядной информации во время объяснения (схемы, таблицы, иллюстрации); исключить фронтальный опрос; ориентировать на создание монологического ответа; индивидуальный подход в зоне ближайшего развития (ЗБР).
Организация деятельности
Системно-репродуктивная; частично-поисковая (на основе изучаемого материала); уяснение главного направления без «увязания» в детали.
Формы
Разноуровневые уроки; нестандартные уроки; работа в группах с учётом ТПА.
Предупреждение методических ошибок
Не следует:
ждать от учащихся данного типа немедленного включения в работу, т. к. их активность возрастает постепенно; предлагать им учебные задания большого объёма, требующие для выполнения системности знаний; требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;
перебивать во время ответа; задавать неожиданные вопросы для уточнения;
резко включать их в работу сразу после перемены.
Учащиеся с «ситуативным» типом познавательной активности
Тактика учителя
Поддержка эмоциональной активности; повторение с элементами новизны; дробление заданий, быстрая их смена; включение игровых элементов;
систематический контроль за деятельностью; ликвидация пробелов в знаниях; своевременная поддержка и оценка действий учащихся
Метод
Проблемное обучение; Организация системного обучения на основе отработки обще учебных навыков и контрольно-оценочной деятельности учащихся; система опорных сигналов В. Ф. Шаталова
Организация деятельности
Организация частично-поисковой, исследовательской деятельности; аналитическая деятельность (синтез, анализ); работа с текстом (составление планов, выделение главных мыслей, аргументация собственными примерами, пояснениями); совместное выведение алгоритмов; самостоятельное создание таблиц, схем, кроссвордов (при необходимости с помощью учителя); рефлексия.
Формы
Разноуровневый урок; нестандартные уроки; самостоятельная поисковая деятельность.
Предупреждение методических ошибок
Не следует: Оставлять учащихся без внимания и контроля; Включать в монотонную однообразную деятельность,т. к. они легко теряют интерес; давать задания большого объёма; давать самостоятельные задания, превышающие возможности ученика; ориентироваться на использование готовых таблиц, схем, алгоритмов (они воспринимают легче то, что создают сами или совместно с учителем); подсказывать решение, давать готовый алгоритм – лучше использовать наводящие вопросы.
Учащиеся с «исполнительским» типом познавательной активности
Тактика учителя
Системное целенаправленное развитие познавательной активности; побуждение к самовыражению; создание «эвристических» ситуаций; ориентация на решение «трудных» задач; задания, требующие переноса значений из учебной ситуации в реальную; вовлечение в ролевые ситуации; создание условий выбора и замены заданий; нестандартность; проблемность заданий; организация дискуссий; нестандартные формы оценки и контроля.
Метод
Технология развития критического мышления; проблемное обучение; разноуровневое обучение; интерактивное обучение; методика проектирования; интегрированное обучение; создание условий для реализации потенциальных способностей учащихся.
Организация деятельности
Самостоятельно-поисковая: исследовательская;
творческая; создание проектов, рефератов, докладов научно-исследовательского характера; эксперты, консультанты, организаторские работы на основе ТПА (при наличии организаторских навыков).
Формы
Групповая на основе ТПА; разноуровневые уроки; нестандартные уроки; уроки-проекты; олимпиады; научно-практические конференции; конкурсы и т. д.
Предупреждение методических ошибок
Не следует: не давать готовых знаний, простых заданий; не превращать их в «палочку-выручалочку» на уроке, чтобы не растерять накопленный запас знаний, умений и желания учиться; забывать о целенаправленной работе по стимулированию и развитию познавательной активности учащихся, т. к. «застаиваясь», они начинают скучать, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.