Папки-передвижки

Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)

Бакшеева Татьяна Сергеевна
Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательная активность значима в учебной деятельности учащегося любого звена. Познавательная активность, определение - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности. В данной статье рассмотрим различные типы познавательной активности у учащихся.

Учащиеся с «нулевым» типом познавательной активности

Тактика учителя

Публикация «Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)» размещена в разделах

Нейтрализация негативных впечатлений от прошлых неудач, создание ситуации «успеха»; работа по ликвидации пробелов в знаниях (через задания по силам и небольшого объёма); работа по готовому алгоритму; включение игровых элементов; обращение только по имени, похвала, одобрение, ровная интонация, позитивное построение фраз.

Метод

Объяснительно – иллюстративный, обилие наглядной информации во время объяснения (схемы, таблицы, иллюстрации); исключить фронтальный опрос; ориентировать на создание монологического ответа; индивидуальный подход в зоне ближайшего развития (ЗБР).

Организация деятельности

Системно-репродуктивная; частично-поисковая (на основе изучаемого материала); уяснение главного направления без «увязания» в детали.

Формы

Разноуровневые уроки; нестандартные уроки; работа в группах с учётом ТПА.

Предупреждение методических ошибок

Не следует:

ждать от учащихся данного типа немедленного включения в работу, т. к. их активность возрастает постепенно; предлагать им учебные задания большого объёма, требующие для выполнения системности знаний; требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;

перебивать во время ответа; задавать неожиданные вопросы для уточнения;

резко включать их в работу сразу после перемены.

Учащиеся с «ситуативным» типом познавательной активности

Тактика учителя

Поддержка эмоциональной активности; повторение с элементами новизны; дробление заданий, быстрая их смена; включение игровых элементов;

систематический контроль за деятельностью; ликвидация пробелов в знаниях; своевременная поддержка и оценка действий учащихся

Метод

Проблемное обучение; Организация системного обучения на основе отработки обще учебных навыков и контрольно-оценочной деятельности учащихся; система опорных сигналов В. Ф. Шаталова

Организация деятельности

Организация частично-поисковой, исследовательской деятельности; аналитическая деятельность (синтез, анализ); работа с текстом (составление планов, выделение главных мыслей, аргументация собственными примерами, пояснениями); совместное выведение алгоритмов; самостоятельное создание таблиц, схем, кроссвордов (при необходимости с помощью учителя); рефлексия.

Формы

Разноуровневый урок; нестандартные уроки; самостоятельная поисковая деятельность.

Предупреждение методических ошибок

Не следует: Оставлять учащихся без внимания и контроля; Включать в монотонную однообразную деятельность,т. к. они легко теряют интерес; давать задания большого объёма; давать самостоятельные задания, превышающие возможности ученика; ориентироваться на использование готовых таблиц, схем, алгоритмов (они воспринимают легче то, что создают сами или совместно с учителем); подсказывать решение, давать готовый алгоритм – лучше использовать наводящие вопросы.

Учащиеся с «исполнительским» типом познавательной активности

Тактика учителя

Системное целенаправленное развитие познавательной активности; побуждение к самовыражению; создание «эвристических» ситуаций; ориентация на решение «трудных» задач; задания, требующие переноса значений из учебной ситуации в реальную; вовлечение в ролевые ситуации; создание условий выбора и замены заданий; нестандартность; проблемность заданий; организация дискуссий; нестандартные формы оценки и контроля.

Метод

Технология развития критического мышления; проблемное обучение; разноуровневое обучение; интерактивное обучение; методика проектирования; интегрированное обучение; создание условий для реализации потенциальных способностей учащихся.

Организация деятельности

Самостоятельно-поисковая: исследовательская;

творческая; создание проектов, рефератов, докладов научно-исследовательского характера; эксперты, консультанты, организаторские работы на основе ТПА (при наличии организаторских навыков).

Формы

Групповая на основе ТПА; разноуровневые уроки; нестандартные уроки; уроки-проекты; олимпиады; научно-практические конференции; конкурсы и т. д.

Предупреждение методических ошибок

Не следует: не давать готовых знаний, простых заданий; не превращать их в «палочку-выручалочку» на уроке, чтобы не растерять накопленный запас знаний, умений и желания учиться; забывать о целенаправленной работе по стимулированию и развитию познавательной активности учащихся, т. к. «застаиваясь», они начинают скучать, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Зона познавательной активности по ФГОС (подготовительная группа)Зона познавательной активности по ФГОС (подготовительная группа) Приглашаем Вас в нашу подготовительную группу. Вот так мы оформили зону познавательной активности. В ней разместили интересные задания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)
Опубликовано: 31 января 2020 в 07:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендуемые методы, средства и формы обучения учащихся с различными типами познавательной активности (ТПА)» (включая файлы) размещена пользователем Бакшеева Татьяна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД