Козловская Елена Олеговна
Рекомендация родителям детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята с диагнозом задержка психического развития — особые. Им необходима круглосуточная поддержка и понимание родителей, особый подход к общению и воспитанию, а также правильное лечение. Благодаря включённости родителей и при использовании правильных методик, возможно, добиться огромного прогресса в развитии, полного восстановления и снятия диагноза.
Если же родители будут игнорировать особое состояние ребёнка, то даже при регулярных занятиях со специалистами прогресс будет медленным, периодически будут случаться откаты назад.
Желание окружающих взрослых помочь малышу в адаптации в обществе и понимании себя – главная движущая сила к выздоровлению.
Публикация «Рекомендация родителям детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Вокруг ребёнка должна быть дружественная атмосфера. Малыш не должен быть свидетелем психологически тяжёлых ситуаций, ссор и размолвок между родителями.
Помните, что у ребёнка слабая память, ослабленное внимание, медленные мыслительные процессы. Единственный путь к освоению знаний и навыков – постоянное повторение. Интересуйтесь, что он узнал в садике, повторяйте новую информацию, полученную ребёнком, закрепляйте постоянным повторением навыки.
Регулярно хвалите за успехи. Так как прогресс идёт замедленным темпом, то важно подчёркивать любые достижения. Чем чаще ребёнок будет чувствовать себя успешным, тем с большим желанием продолжит стараться.
Будьте аккуратны в помощи с обучением. Ваша задача – не решить задание за него, а помочь найти правильный ответ. При необходимости ещё раз разберите теоретический материал, обсудите стратегию решения, но дайте выполнить задание самостоятельно. Затем обсудите ошибки, но дайте их исправить и найти верное решение самостоятельно.
Не требуйте от ребёнка того, что он ещё не освоил в полной мере. Один раз показать ему действие и сообщить информацию недостаточно, чтобы он овладел ими и мог ответить.
Контролируйте, а не опекайте. Ребёнку крайне важно пережить собственный опыт, столкнуться с разнообразными ситуациями. Задача родителя — проконтролировать безопасность, подсказать возможные пути решения, оценить результат, но не выполнить задачу за малыша.
Постоянно разговаривайте, вызывайте на диалог. При любом совместном деле, даже простой прогулке постоянно озвучивайте, что видите вокруг, задавайте вопросы, провоцируйте ребёнка на речь искренней заинтересованностью. Чем больше речевой практики, тем быстрее идёт развитие.
При разговоре не допускайте излишней эмоциональности, выбирайте средний тон и скорость, проговаривайте слова максимально чётко, выделяя голосом самое важное.
Подстраивайте речь под уровень развития ребёнка. Не коверкайте слова, произносите правильные формы, выстраивайте предложения по принципу: на два слова длиннее, чем использует ребёнок. Переходите на более длинные конструкции, когда малыш полностью освоится и начнёт постоянно использовать новое количество слов.
Правильно стройте вопросы. Формулируйте так, чтобы ребёнок был вынужден отвечать развёрнуто. Если у него не получается, перефразируйте так, чтобы было необходимо выбирать из нескольких вариантов.
После вопроса выдержите паузу, дайте ребёнку время на обдумывание и формулирования ответа. Покажите ему, что стоит подумать, а не быстрее отвечать первое, что пришло в голову.
Проявляйте терпение, прячьте раздражение. Если ребёнок медлит с реакцией или не сразу находит верный ответ, не называйте его глупым, не ругайте за скорость реакций. Это особенность мышления малыша, он не виноват в ней.
Вслушивайтесь в окружающие звуки и вместе пытайтесь угадать, что их издаёт. Превратите познание окружающего мира в совместную игру. Хорошо, если родитель будет выступать не только как всезнающий учитель, но и как взрослый товарищ, вместе с ребёнком открывающий новое.
Рассказывайте короткие, интересные ребёнку истории, а затем просите пересказать, лучше другому взрослому. На основе этого можно выстроить игру. Один родитель рассказывает историю, а второй просит ребёнка пересказать её ему. Если малыш не справляется, помогайте наводящими вопросами.
Работайте совместно с профессионалами, прислушивайтесь к их советам, ведь каждый ребёнок с ЗПР уникален. В тандеме вы добьётесь лучших результатов.
Найдите родителей, столкнувшихся с той же проблемой. В коллективе будет проще справляться с трудностями воспитания ребёнка с ЗПР, всегда можно проконсультироваться у более опытных и получить моральную поддержку, когда силы на исходе.
Задержка психического развития – это не приговор, а диагноз, от проявлений которого очень часто можно со временем избавиться. Совместная работа неврологов, психологов, логопедов, дефектологов и родителей по созданию правильных условий для развития ребёнка, постоянная помощь и коррекционная работа быстро дадут видимый прогресс.
Рекомендацию получил (а) ___
(Ф. И. О. родителя (законного представителя)
«___» ___ 2024 г.