Юлия Коробова
Рекомендации для педагогов ДОУ «Что такое «функциональная грамотность»?»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация для педагогов ДОУ " Что такое «функциональная грамотность»?"
Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.
Меняется время, меняются взгляды на образование…
Но, не смотря на все изменения, можно с уверенностью сказать, что
образование всегда и везде нужно, а начинается оно с самой первой
ступени- дошкольного образования.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Финансовая грамотность достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Формирование читательская грамотность речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования.
Благодаря совместной работе, собран пазл «Функциональная грамотность дошкольника».
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
Продукт:
- методические рекомендации для педагогов ДОУ «Интервьюирование – один из методов развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
- создание кейса компетентностных заданий (игр, упражнений, сценариев образовательных мероприятий, работающих на формирование естественнонаучной, математической, информационной, коммуникативной, социально-бытовой, финансовой грамотности.
- создание открытого банка рефлексивных событий по итогам проведения
мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся:
проектные, аналитические, коуч-сессии, дикуссионные площадки и т. д.
Планируемые результаты
-повышение квалификации педагогов с акцентом на развитие педагогических
компетенций, необходимых решения в комплексе воспитательных, обучающих и развивающих задач и для овладения детьми предпосылками функциональной
-внедрение в педагогическую практику эффективных педагогических технологий, позволяющих у детей предпосылки коммуникативной, математической естественнонаучной и читательской (речевой) грамотности и реализовать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования
Формирование социально-коммуникативной грамотности происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Для налаживания диалогического общения педагоги используют настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами, подвижные игры. Предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Желаю успехов и побед!