Меженная Елена
Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников
Постановка проблемы. В современном мире люди не могут обойтись без общения, сам по себе процесс общения побуждает личностное развитие. Творческое решение проблем, индивидуальный подход, способность на высоком уровне вести диалог с окружающим миром, вот то, что является следствием качественно сформированных коммуникативных умений. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для обучения и воспитания во всех отраслях человеческой деятельности, в том числе и коммуникации, так что именно в этот период необходимо закладывать основы социально-коммуникативного развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость социально-коммуникативного развития личности ребенка, что подтверждает значимость проблемы исследования. Игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, является основным средством его развития. Игра-драматизация вызывает большой интерес у детей, в ее ходе у ребенка формируется эмпатия, он учиться примерять на себя различные социальные роли и манеры поведения, оценивать героя с точки зрения своего личного опыта.
Публикация «Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Анализ исследований и публикаций. Коммуникативные умения являются предметом изучения множества ученых. Специфику развития коммуникативных умений дошкольного возраста в своих трудах изучали А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. А. Дубина. Что касается игры-драматизации, то в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Артемовой, Л. С. Фурминой подчеркивается психологические особенности игры, способствующие саморазвитию ребенка.
Цель данной статьи заключается в раскрытии специфических характеристик организации игры-драматизации для успешной реализации процесса формирования коммуникативных умений.
Изложение основного материала. Игра-драматизация, как особый вид деятельности, в дошкольном образовательном учреждении требует специальной организации. Согласно распорядку дня ДОУ театрализованную игру можно осуществлять как в утреннее, так и в вечернее время, в свободной деятельности и частично использовать элементы в ходе НОД.
Выбрав групповую форму организации детского коллектива, эффективность театрализованной деятельность будет выше, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Так в зависимости от содержания игры, личных качеств воспитанников, их интересов следует формировать в творческие группы. Творческие группы определяются по ведущим направлениям деятельности детей: режиссерская, актерская, декораторская и другие. В ДОУ может быть организованна театральная студия, как отдельный институт, так и часть свободной деятельности организованной детьми или она может быть инициирована воспитателям [1].
Организация предметно-пространственной среды является одним из ведущих направлений деятельности педагога по развитию личности ребенка, поэтому при организации игры-драматизации необходимо учитывать: социально-психологические индивидуальные особенности ребенка; эмоционально-личностные особенности развития личности; сферу интересов, склонности и предпочтения ребенка; личностные способности (любознательность, исследовательский интерес, творческие способности); возрастные, психофизические и половые особенности [4].
Реализация зоны театрализованной деятельности в соответствии с вышеизложенными особенностями личности детей, требует следующего оснащения:
– специально-театральное оборудование (фланелеграф, декорации, панорамы, ширмы);
– атрибуты (костюмы, маски, парики);
– кукольные театры (пальчиковый, теневой, марионетковый театр и другие его виды);
– картотеки игр-драматизаций;
– технические средства (аудио, видео, звуковые средства воспроизведения информации) [5].
Исходя из принципа зонирования оснащение каждой из них предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ :
– баланс между личностной и общественной деятельностью детей;
– свобода и права выбора;
– обеспечение моделирования, экспериментирования и поиска как условия инициативности личности;
разделение социальных ролей и некоторых зон и сфер деятельности по половому и индивидуальному признаку [3].
При осуществлении вышеизложенных требований и принципов, повышается уровень эффективности игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений, как в свободной совместной деятельности детей, так и взрослых. Именно эта деятельность включает в себя организацию игровых ситуаций, чтения художественной литературы, обыгрывание ситуаций, эпизодов, подготовку к самой театрализации, изготовление разнообразной атрибутики [2].
Так же большая роль в успешной реализации игры-драматизации отводится мотивации детей на ее осуществление. На мотивацию влияют полученные знания, новые впечатления, «сюрпризы» и все то, что может воодушевить и направить ребенка к самой игры-драматизации. То есть именно обогащение впечатлений является источником игровой деятельности. Исходя из этого, на самобытную детскую игры влияют следующие факторы: конкретные установки и свободная деятельность детей и взрослых.
К конкретным установкам относятся ситуация или сюжет данный педагогом для осуществления игры-драматизации, проекты для изготовления театральных атрибутов, то есть конкретные задания основа которых положена педагогом и она является не рушимой, в данной деятельности инициатива и творчество детей осуществляется в формах, содержании и интерпретации установки данной педагогом [4].
В свободной деятельности главным инициатором игры-драматизации является ребенок или группа лиц. Так как дети в театрализации следуют стихийному развитию сюжета, отталкиваясь только лишь от характеристик примеряемой на себе роли, воспитатель, по просьбе детей, является активным участником и может осуществлять несколько позиций: «компас» и «актер». Существует еще одна позиция педагога «зритель» она может быть осуществлена в открытой (по приглашению детей) и скрытой (сторонний наблюдатель) форме.
Позиция «зритель», подразумевает собой деятельность, где взрослый дает возможность детям максимально погрузиться в свои мечты и созданный мир в процессе игры. В открытой форме дети приглашают педагога в качестве зрителя и рецензента их театрализации, в скрытой форме воспитатель наблюдает за их деятельностью и делает себе пометки.
Позиция «компас», где дети погружаются в игру, а педагог контролирует причинно-следственные связи и сюжет данной игры. Мягко направляет участников игры на возврат к главной линии повествования, то есть не дает детям «заиграться».
Позиция «актер» является одной из самых сложных потому, что она не только объединяет в себе две предыдущие («зритель», «компас», но и дополняется непосредственной актерской деятельностью. Педагог в данной позиции воплощает в себе роль данную сюжетом, анализирует и корректирует линии повествования, причинно-следственные связи, непосредственную деятельность детей в ходе театрализации, периодически приключается из активного участника (актера, в пассивного (зрителя) и осуществляет самоконтроль.
Сама игра-драматизация может быть осуществлена как малый спектакль или его часть (сцена, или же как большой проект, подразумевающий в качестве отчета праздник, постановку полноценного спектакля или его части как главного сюжета для связывания структурных элементов утренника [5].
Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.
Выводы. Таким образом, обобщив все вышесказанное можно выделить рекомендации, которые позволят улучшить качества реализации игры-драматизации :
– осознание значимости роли взрослого в процессе игры-драматизации;
– игра как основной вид деятельности;
– отведение свободного времени детям на фантазирование и индивидуальную деятельность;
– создание предметно-пространственной среды;
– обогащение яркими впечатлениями;
– принятие взрослым роли «идеального примера» (владение ЗУН в театральной деятельности);
– создание команды (взросло-детской общины, которая имеет общие интересы, осуществляет творческие проекты;
– грамотное педагогическое руководство.
Литература
1. Абрамова Н. К. Проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре / Н. Абрамова, В. Кормилица // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 30-32.
2. Акулова О. В. Театрализованные игры / О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 24-27.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 2004. – 152с
4. Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Ильясова – М: Академия, 2015. – 110 с.
5. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников / Н. А. Реуцкая // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой - М. :ВАКО,2008.-192 с.