Приложение МААМ

Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников

Меженная Елена
Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка проблемы. В современном мире люди не могут обойтись без общения, сам по себе процесс общения побуждает личностное развитие. Творческое решение проблем, индивидуальный подход, способность на высоком уровне вести диалог с окружающим миром, вот то, что является следствием качественно сформированных коммуникативных умений. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для обучения и воспитания во всех отраслях человеческой деятельности, в том числе и коммуникации, так что именно в этот период необходимо закладывать основы социально-коммуникативного развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость социально-коммуникативного развития личности ребенка, что подтверждает значимость проблемы исследования. Игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, является основным средством его развития. Игра-драматизация вызывает большой интерес у детей, в ее ходе у ребенка формируется эмпатия, он учиться примерять на себя различные социальные роли и манеры поведения, оценивать героя с точки зрения своего личного опыта.

Публикация «Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников» размещена в разделах

Анализ исследований и публикаций. Коммуникативные умения являются предметом изучения множества ученых. Специфику развития коммуникативных умений дошкольного возраста в своих трудах изучали А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. А. Дубина. Что касается игры-драматизации, то в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Артемовой, Л. С. Фурминой подчеркивается психологические особенности игры, способствующие саморазвитию ребенка.

Цель данной статьи заключается в раскрытии специфических характеристик организации игры-драматизации для успешной реализации процесса формирования коммуникативных умений.

Изложение основного материала. Игра-драматизация, как особый вид деятельности, в дошкольном образовательном учреждении требует специальной организации. Согласно распорядку дня ДОУ театрализованную игру можно осуществлять как в утреннее, так и в вечернее время, в свободной деятельности и частично использовать элементы в ходе НОД.

Выбрав групповую форму организации детского коллектива, эффективность театрализованной деятельность будет выше, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Так в зависимости от содержания игры, личных качеств воспитанников, их интересов следует формировать в творческие группы. Творческие группы определяются по ведущим направлениям деятельности детей: режиссерская, актерская, декораторская и другие. В ДОУ может быть организованна театральная студия, как отдельный институт, так и часть свободной деятельности организованной детьми или она может быть инициирована воспитателям [1].

Организация предметно-пространственной среды является одним из ведущих направлений деятельности педагога по развитию личности ребенка, поэтому при организации игры-драматизации необходимо учитывать: социально-психологические индивидуальные особенности ребенка; эмоционально-личностные особенности развития личности; сферу интересов, склонности и предпочтения ребенка; личностные способности (любознательность, исследовательский интерес, творческие способности); возрастные, психофизические и половые особенности [4].

Реализация зоны театрализованной деятельности в соответствии с вышеизложенными особенностями личности детей, требует следующего оснащения:

– специально-театральное оборудование (фланелеграф, декорации, панорамы, ширмы);

– атрибуты (костюмы, маски, парики);

– кукольные театры (пальчиковый, теневой, марионетковый театр и другие его виды);

– картотеки игр-драматизаций;

– технические средства (аудио, видео, звуковые средства воспроизведения информации) [5].

Исходя из принципа зонирования оснащение каждой из них предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ :

– баланс между личностной и общественной деятельностью детей;

– свобода и права выбора;

– обеспечение моделирования, экспериментирования и поиска как условия инициативности личности;

разделение социальных ролей и некоторых зон и сфер деятельности по половому и индивидуальному признаку [3].

При осуществлении вышеизложенных требований и принципов, повышается уровень эффективности игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений, как в свободной совместной деятельности детей, так и взрослых. Именно эта деятельность включает в себя организацию игровых ситуаций, чтения художественной литературы, обыгрывание ситуаций, эпизодов, подготовку к самой театрализации, изготовление разнообразной атрибутики [2].

Так же большая роль в успешной реализации игры-драматизации отводится мотивации детей на ее осуществление. На мотивацию влияют полученные знания, новые впечатления, «сюрпризы» и все то, что может воодушевить и направить ребенка к самой игры-драматизации. То есть именно обогащение впечатлений является источником игровой деятельности. Исходя из этого, на самобытную детскую игры влияют следующие факторы: конкретные установки и свободная деятельность детей и взрослых.

К конкретным установкам относятся ситуация или сюжет данный педагогом для осуществления игры-драматизации, проекты для изготовления театральных атрибутов, то есть конкретные задания основа которых положена педагогом и она является не рушимой, в данной деятельности инициатива и творчество детей осуществляется в формах, содержании и интерпретации установки данной педагогом [4].

В свободной деятельности главным инициатором игры-драматизации является ребенок или группа лиц. Так как дети в театрализации следуют стихийному развитию сюжета, отталкиваясь только лишь от характеристик примеряемой на себе роли, воспитатель, по просьбе детей, является активным участником и может осуществлять несколько позиций: «компас» и «актер». Существует еще одна позиция педагога «зритель» она может быть осуществлена в открытой (по приглашению детей) и скрытой (сторонний наблюдатель) форме.

Позиция «зритель», подразумевает собой деятельность, где взрослый дает возможность детям максимально погрузиться в свои мечты и созданный мир в процессе игры. В открытой форме дети приглашают педагога в качестве зрителя и рецензента их театрализации, в скрытой форме воспитатель наблюдает за их деятельностью и делает себе пометки.

Позиция «компас», где дети погружаются в игру, а педагог контролирует причинно-следственные связи и сюжет данной игры. Мягко направляет участников игры на возврат к главной линии повествования, то есть не дает детям «заиграться».

Позиция «актер» является одной из самых сложных потому, что она не только объединяет в себе две предыдущие («зритель», «компас», но и дополняется непосредственной актерской деятельностью. Педагог в данной позиции воплощает в себе роль данную сюжетом, анализирует и корректирует линии повествования, причинно-следственные связи, непосредственную деятельность детей в ходе театрализации, периодически приключается из активного участника (актера, в пассивного (зрителя) и осуществляет самоконтроль.

Сама игра-драматизация может быть осуществлена как малый спектакль или его часть (сцена, или же как большой проект, подразумевающий в качестве отчета праздник, постановку полноценного спектакля или его части как главного сюжета для связывания структурных элементов утренника [5].

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.

Выводы. Таким образом, обобщив все вышесказанное можно выделить рекомендации, которые позволят улучшить качества реализации игры-драматизации :

– осознание значимости роли взрослого в процессе игры-драматизации;

– игра как основной вид деятельности;

– отведение свободного времени детям на фантазирование и индивидуальную деятельность;

– создание предметно-пространственной среды;

– обогащение яркими впечатлениями;

– принятие взрослым роли «идеального примера» (владение ЗУН в театральной деятельности);

– создание команды (взросло-детской общины, которая имеет общие интересы, осуществляет творческие проекты;

– грамотное педагогическое руководство.

Литература

1. Абрамова Н. К. Проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре / Н. Абрамова, В. Кормилица // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 30-32.

2. Акулова О. В. Театрализованные игры / О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 24-27.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 2004. – 152с

4. Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Ильясова – М: Академия, 2015. – 110 с.

5. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников / Н. А. Реуцкая // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой - М. :ВАКО,2008.-192 с.

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Рекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольниковРекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольников Рекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 09:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации воспитателям по организации игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Меженная Елена (УИ 3236071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД