Юля Вазнина
Рекомендации воспитателям детского сада по адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все, кто работает в дошкольном образовательном учреждении, знает, что адаптация — это сложный и ответственный период для всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов).
Тяжело детям привыкнуть к новым условиям, тяжело родителям видеть слезы ребенка при расставании, также тяжело и воспитателям, особенно молодым специалистам.
Дети плачут, цепляются за родителей при расставании, устраивают истерики, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным деткам передохнуть от крика новеньких.
Публикация «Рекомендации воспитателям детского сада по адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Период привыкания детей к детскому саду – неизменно сложная проблема. И наша задача, как педагогов помочь нашим маленьким воспитанником как можно легче пережить этот сложный период.
И мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего детского сада в данном направлении. В своей работе, совместно с воспитателями мы пользуемся следующим планом работы:
1. Работу по адаптации детей раннего возраста начинаю с того, что провожу беседу с родителями вновь поступивших детей. В ходе беседы я рекомендую родителям еще на этапе подачи документов, начинать настраивать ребенка на посещение детского сада, рассказывать про то, как им самим было весело в детском саду, посетить вечернюю прогулку в садике, чтобы ребенок убедился, что всех детей родители забирают домой и никого не оставляют.
Настраивать ребенка, что он останется в детском саду без мамы, и ни в коем случае не употреблять в беседах с ребенком фраз: «Будешь себя плохо вести, оставлю в садике», «Пожалуюсь воспитателю, пусть она тебя накажет» и т. п. Для удобства даю с собой памятки, которые родители смогут почитать в свободное время. Также предлагаю сборник сказок про детский сад, который доработала и оформила в маленькие книжки-малышки, чтобы родители могли с их помощью настроить детей на положительные эмоции к детскому саду.
2. При знакомстве с родителями, уточняем как они ласково называют ребенка дома, есть ли любимые игрушки, какие, что он любит, а что нет. Спит дома днем или нет и как быстро засыпает.
3. Каждому родителю я объясняю особенности адаптации и даю памятку для изучения, как нужно себя вести с ребенком в период адаптации. Обязательно напоминаю маме, чтобы хотя бы в первые дни у ребенка с собой была любимая игрушка или какой-то предмет, как частичка семьи (иногда дети приносят с собой мамин шарфик, т. к. он мамой пахнет или папину футболку, смотря кто ему ближе).
4. Прошу маму несколько раз повторить, что ребенок должен сделать в детском саду, прежде чем она придёт (ты сейчас позавтракаешь, поиграешь с ребятками, порисуешь, сходишь с ребятами погулять, и я приду за тобой, т. к. ребенок должен быть спокоен: его обязательно мама заберет.
5. При встрече ребенка в первый день не нависаю над ним, а сажусь на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне и смотрю на него спокойно, чтобы вызвать у него доверие.
6. Зову ребенка в группу, чтобы познакомить с другими ребятами и показать какие у нас есть игрушки. Нужно помнить, что в первые дни ребенку нужно максимум внимания, поэтому у нас есть договоренность с руководителем, что новеньких детей принимаем с интервалом 3-4 дня.
В нашей группе для детей 1, 5-3 лет много ярких игрушек: машинок, кубиков, кукол, колясок, мягких модулей. Когда ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, мы вместе играем с ней, а потом пробую оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно проверить раздевалку или помыть руки, и обещаю быстро вернуться. Ухожу на несколько минут, а затем возвращаюсь к ребенку. Это нужно для того чтобы он научился понимать, что вы всегда рядом. (Данный метод используют и наши воспитатели группы раннего возраста). Настаиваю, чтобы и родители, и педагоги обязательно выполняли свои обещания, чтобы не нарушать у ребенка базовое доверие к миру.
Воспитатели детского сада стараются не отмахиваться, когда ребенок без конца повторяет “мама придет”, – он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка и я, и воспитатели отвечают утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
В первые дни мы стараемся применять индивидуальные игры: «Иди ко мне», «Кто в кулачке?», «Лови мячик!»
В последующем приобщаем ребенка к совместным играм: «Доброе утро!», «Мяч в кругу.», «Поезд», «Солнечные зайчики» и др.
Многим детям помогают отвлечься от отсутствия мамы различные шумелки, сделанные нами с педагогами, в виде бабочек, птичек, трубочек, т. к. они не громкие и больше напоминают шуршание.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
Уважаемые коллеги. В заключении мне хотелось бы пожелать вам и вашему педагогическому коллективу успехов в работе, и мы надеемся, наш опыт будет Вам полезен.