Ксения Стародумова
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
считают, что надо готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали.
Публикация «Рекомендации родителям по подготовке детей к школе» размещена в разделах
Детский сад и школа - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не приготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Основная цель дошкольного воспитания- всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Это реализуется через разнообразные виды детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно- трудовой.
В настоящее время существуют около 20 основных дошкольных программ. Назовё м некоторые из них: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой, С. Л. Новосёловой и т. д.
Основными целями этих программ является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Для достижения этих целей первостепенное значение имеют:
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• Творческая организация процесса воспитания и обучения;
• Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
• Уважительное отношение к результату детского творчества;
• Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
• Координация подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи;
• Соблюдение преемственности в работе детского сада и школы.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребёнка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно- гигиенических навыков и др. Физически развитый ребёнок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучение в школе.
Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, волевая, интеллектуальная готовность. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объём этих знаний определён программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности.
В частности, ключевым моментом подготовки ребёнка к школе является правильно сформированная мотивация, т. е. то, что побуждает ребёнка к деятельности, вызывающей активность и определяющей её направленность. Каждой возрастной ступени развития ребёнка соответствуют свои виды деятельности, напрямую связанные с определёнными мотивами поведения.
Подготовка детей к обучению в школе реализуется в соответствии со спецификой вида детского сада (общеобразовательное, коррекционное, с психофизиологическими особенностями детей, с учётом индивидуальных особенностей. В соответствии с этим в детских садах определена модель подготовки детей к школе. Она представлена следующими направлениями:
• Физическое развитие;
• Интеллектуальное развитие (познавательное развитие, развитие психических процессов;
• Развитие речи;
• Социально- личностное развитие;
• Эстетическое развитие;
• Формирование мотивационной готовности к школе.
Модель подготовки детей к школе в детских садах реализуется посредством обеспечения следующих условий:
• наличие нормативно- правовых документов Федерального, регионального и локального уровней;
• кадровое обеспечение;
• организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие. Она включает в себя следующее: функционирование музыкального и физкультурного залов, медицинского блока, логопедического кабинета, кабинета психологической разгрузки. В группах организованы физкультурные уголки, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно влияет на всестороннее развитие ребёнка;
• внедрение здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя: соблюдение рационального режима дня, построенного с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня рождает привычку у детей к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует их, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью;
• создание комфортной психологической обстановки;
• организация службы сопровождения ребёнка, которая предназначена квалифицированно выстраивать помощь ребёнку. Медицинские работники, педагоги, психологи обеспечивают гармоничное развитие личности ребёнка и гарантируют сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Такое триединство необходимо в связи с тем, что дети имеющие нарушения в развитии, как правило, имеют отклонения со стороны нервно- психической сферы (повышенную нервно- рефлекторную возбудимость, отставание в психомоторном развитии и др., что требует не только медицинской, но и психологической коррекции.
1. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое включает в себя:
а) определение уровня тревожности у детей;
б) изучение поведения детей в ситуации стресса;
в) выявление поведенческих отклонений;
г) диагностика эмоционального состояния у ребёнка в семье и детском саду;
д) определение типа нервной системы;
е) определение уровня развития психических процессов у детей;
ж) определение уровня готовности к школьному обучению.
2. Педагогическое сопровождение предусматривает систему мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребёнком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.
3. Логопедическая служба использует комплекс специальных программ, позволяющих разработать индивидуальный план работы с каждым ребёнком по устранению логопедических дефектов и развитию культуры речи. Учителя- логопеды работают в тесном контакте с музыкальными руководителями по формированию у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно- выразительной речи. С целью развития умения детей соотнести речь с движениями применяется логоритмика.
С инструкторами по физической культуре учителя-логопеды работают по автоматизации поставленных у детей звуков, закреплению лексико- грамматических средств языка. Выполнение по образцу движений, а также наглядный показ позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания.
• включение ребёнка в систему коррекционных мероприятий с помощью разнообразных средств, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребёнка конкретные дефекты речи, общедвигательного режима, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.
В функционал старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования, педагогов групп включено проведение обследование уровня усвоения программного материала, состояния речевого развития, психических процессов, физической подготовленности, музыкальных способностей детей всех возрастных групп 2 раза в год (на начало и конец учебного года) и 1 раз в год (в середине) промежуточный срез, с помощью которого можно увидеть динамику развития того или иного ребёнка.
На детей имеющих проблемы в развитии, усвоении программного материала, посетивших ПМПК, но не попавших в коррекционные детские сады по различным причинам (не хватка мест, отказ родителей) специалистами (старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) детского сада разрабатываются и составляются индивидуальные маршруты развития, в которых подробно описана программа развития ребёнка, включающая в себя краткие сведения о ребёнке (его семья, условия проживания, воспитания, анамнестические сведения о ребёнке, наблюдения специалистов детского сада за весь период ребёнка, находящегося на образовательном маршруте (мониторинг психологических особенностей, общего уровня развития, интеллектуально-познавательного, речевого, физического, музыкального развития, основные направления развития (условия для развития, результаты, содержание коррекционно- развивающей помощи (цель коррекционной помощи, длительность, количество занятий в неделю, используемая программа или технология, по которой проводятся занятия, план- прогноз развития ребёнка).
• лечебно- профилактические мероприятия в коррекционных детских садах, включают в себя проведение массажа и занятий лечебной физкультурой с детьми ортопедических групп, включение коррекционных упражнений в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп, принятие солнечных ванн, песочная терапия и т. д. ;
• сотрудничество детского сада с семьёй, основанное на следующих принципах, определяющих её содержание, организацию и методику:
1) единство целей и задач воспитания;
2) систематичность и последовательность работы;
3) индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;
4) взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителями.
• взаимодействие с социумом (музыкальной школой, детской библиотекой: дети старшего дошкольного возраста посещают библиотеку 2 раза в месяц.
• преемственность в работе со школой (общие родительские конференции, собрания, открытые занятия с привлечением учителей начальных классов, совместные мероприятия с детьми и т. д.).
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно- образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребёнка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно- образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».
Педагоги и специалисты детских садов включат в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе и приближены временными рамками к уроку в школе (30 минут).
«Программой воспитания в детском саду» в подготовительной к школе группе предусмотрены следующие занятия:
• Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). К концу года дети могут:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении;
- быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;
- в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;
- употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов;
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.
• Ознакомление с художественной литературой. К концу года дети могут:
- различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение, потому что…»);
- назвать любимые сказки и рассказы; прочесть один-два любимых стихотворения, две-три считалки; вспомнить две-три загадки; назвать двух-трёх авторов;
- выразительно прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.
• Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве). К концу года дети должны уметь:
- считать в пределах 10;
- правильно пользоваться количественным и порядковыми числительными;
- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать какое число больше
(меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;
- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте, размещая их в порядке возрастания (убывания);
- различать форму предметов;
- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- называть название текущего месяца года, последовательность частей суток, всех дней недели, времён года.
• Познавательное развитие («Ребёнок и окружающий мир» : предметное окружение и явления общественной жизни: семья, детский сад, родная страна, наша планета, наша армия, труд взрослых; «Природное окружение. Экологическое воспитание»). К концу года дети могут:
- различать и называть виды транспорта;
- обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
- знать, что предметы – творение человеческой мысли;
- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
- знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчество родителей;
- знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, Правительстве России;
- иметь представление о разных родах войск и почётной обязанности –защищать Родину;
- иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т. д. ;
- иметь представление о труде взрослых, их деловые и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
- иметь первичные представления о школе, библиотеке;
- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края и т. д.
• Художественно- эстетическое воспитание ( изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание). К концу года дети могут:
- знать различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и т. д. ;
- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трёх и более изображений;
- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;
- видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;
- изготовлять объёмные игрушки;
- работать иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу);
- узнавать мелодию Государственного гимна РФ;
- определять к какому жанру принадлежит прослушанное произведение
(марш, песня, танец);
- различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев);
- петь несложные песни в удобном диапазоне как коллективно, так и индивидуально;
- выполнять танцевальные движения;
- играть в оркестре на детских музыкальных инструментах.
• Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая игра). К концу года дети могут:
- самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;
- находить новую трактовку роли и исполнять её;
- моделировать предметно-игровую среду;
- владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
• Физическая культура (развитие основных движений, воспитание культурно- гигиенических навыков). К концу года дети могут:
- выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
- выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- соблюдать и выполнять культурно- гигиенические правила;
- следить за собой, за своим внешним видом.
Таким образом, проанализировав всё выше сказанное можно сделать вывод, что «Портрет» ребёнка - дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального образования, во многом похожи. Например, в стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уважать и принимать ценности семьи и общества, любить свой край и свою Родину. А дошкольник должен иметь первичные представления о себе, о семье и обществе, государстве и мире, о природе. По сути это одно и то же.
Главное в том, что основные линии развития ребёнка выдержаны, преемственность между требованиями «Программы развития и обучения в детском саду» и школьными стандартами обеспечена.