Ирина Ермолова
Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума.
Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать, обобщать. Отгадывая загадки, у ребенка развивается мышление, он становится более сообразительным, находчивым и у него формируется привычка осмысливать мир более глубоко и разносторонне.
Публикация «Рекомендации родителям „Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки“» размещена в разделах
Загадка- это логическая задача, которая содержит вопрос поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи.
Родители, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать. Если ребенок затрудняется отгадать загадку, взрослые могут торопить с ответом, могут просто сообщить отгадку, могут сами растолковать, они лишают детей самого главного- возможности думать.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует большого терпения, как от детей, так и от взрослых. Детей необходимо учить сознательно отгадывать загадки : понимать их содержание, искать и находить пути решения задач, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность ответа, отгадки.
В первую очередь, детей нужно учить наблюдать жизнь, воспринимать окружающие предметы и явления с различных сторон, развивать сенсорную культуру, внимание, наблюдательность, память.
Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать и проводить наблюдения в окружающей жизни и природе. Это дает ребенку новые знания, он учится выделять существенные признаки, связи, закономерности. В разных видах деятельности (игра, труд, рисование и др.) необходимо детей знакомить с названиями предметов и их частей, а так же называть признаки предметов. Кроме этого, при отгадывании загадок особую роль играет художественная литература. Она является источником знаний, обостряет наблюдательность, обогащает речь детей.
Для того, чтобы обеспечить правильное понимание загадок и их отгадывание необходимо :
1) проведение предварительных бесед по ознакомлению детей с предметами, животными или явлениями, о которых пойдет речь;
2)определенный запас знаний, который может подвести детей к отгадыванию;
3) знание родного языка;
4) умение слышать и воспринимать художественную литературу.
Загадывая загадки, взрослым не нужно торопиться, надо повторять их не один, а несколько раз, тогда дети будут их лучше понимать, запоминать и полнее выделять признаки. Загадку нужно анализировать, с помощью вопросов обращать внимание детей на признаки предметов и связи между ними. Детей необходимо учить доказывать свою отгадку. Поэтому последовательная постановка вопросов в соответствии со структурой загадки дает возможность ребенку доказать, обосновать свой ответ.
Детей старшего дошкольного возраста также необходимо учить самостоятельному составлению загадок. Это трудная задача для детей, но она способствует развитию активной речи. Взрослые должны учить детей этому. Сначала обучение составления загадок проходит при активной помощи взрослого: уточняются знания о предмете или явлении, о его признаках, после предмет описывается и дети отгадывают. Сначала взрослый дает образец, а потом дети самостоятельно составляют загадку, при необходимости можно использовать схемы.
Практика работы показывает, что если взрослые (педагоги и родители) систематически будут использовать загадки - это даст ребенку возможность лучше понимать литературную речь, обеспечит мыслительное и речевое развитие ребенка.