Татьяна Грибовская
Рекомендации родителям детей младшего возраста в период самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — уникальный период в жизни ребенка. В это время происходит интенсивное физическое, психическое, эмоциональное и личностное развитие. То, что упущено в дошкольный период, очень трудно восполнить в последующие годы, поэтому родители должны со всей ответственностью отнестись к воспитанию дошкольника. Перед ними стоит важная задача — помочь ребенку максимально полно реализовать возможности этого уникального возрастного этапа. Для родителя самая большая радость когда его ребенок здоров, правильно развивается. Важную роль при достижении этой цели играет правильный распорядок (режим) дня ребенка.
Публикация «Рекомендации родителям детей младшего возраста в период самоизоляции» размещена в разделах
Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т. д. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.
Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.
Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:
• более спокойны, уравновешены;
• более самостоятельны;
• более организованы, способны следовать полученным инструкциям;
• лучше спят;
•способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;
• реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;
• более выносливы, энергичны;
• у них легче формируется учебная деятельность;
• быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;
• менее подвержены простудным заболеваниям.
При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:
• - время приемы пищи;
• - укладывание на дневной и ночной сон;
• - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина
Старайтесь организовать свой день так, чтобы как можно меньше распорядок дня ребенка дома отличался от распорядка дня в детском дошкольном учреждении. Ведь карантин закончится, и дети вернутся к привычной размеренной жизни в детском саду. И лучше, чтобы малышу не пришлось заново к нему привыкать. Родителям нужно понимать, что изменилось только место пребывания большей части дня ребенка, а его деятельность должна и впредь быть такой, как и была (по возможности, или немного изменена). Важно, чтобы у ребенка были четкие ожидания по поводу того, что будет происходить в течение дня —когда будет время для игр, чтения и отдыха. Для ребенка важны полноценный сон, правильное питание, обеспечение необходимой двигательной активности. Охраняйте психическое здоровье детей : лимитируйте время нахождения перед телевизором, компьютером, ноутбуком, планшетом, ограждайте детей от тревожных новостей и страхов.
Режим питания.
Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:
•не менее 4-х раз в день;
•горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
• по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
•по количеству -не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку). В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты. По времени режим строится так:
•завтрак в 8-9 часов,
•обед в 12-13 часов,
•полдник в 15-16 часов,
• ужин в 18: 30-19:30 часов.
Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни. Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.
Режим физической активности и отдыха.
Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом,передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.
•Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
.•Обязательна утренняя гимнастика.
• Физкультурные занятия в дошкольном учреждении -3 раза в неделю: два раза в помещении, один –на воздухе.
•Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
•Физкультминутки между умственными занятиями.
•Гимнастика после дневного сна.
•Умеренно активные игры на второй прогулке.
Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.
Конечно, это лишь один пример как одевать ребенка летом, у вас может получиться совсем другой список. Но помните об опасности перегрева и если сомневаетесь: надевать или не надевать ребенку еще одну кофточку – не надевайте. А вот легкая светлая кепка от солнца необходима. И не забывайте за 20-30 минут до выхода на улицу нанести на кожу ребенка специальный солнцезащитный крем. Веселых вам прогулок!
Режим сна.
Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон —это сильный иммунитет.
Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима.
Режим занятий (умственной деятельности).
Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:
В утреннее время после завтрака - два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом : 1-3 года –10 минут.
Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру. Одна из задач взрослых в период самоизоляции обеспечить ребенку активный образ жизни, правильное питание и режим дня, какой был до вынужденного пребывания в четырех стенах.
Предлагаю Вашему вниманию рекомендации к режиму дня дошкольника в период самоизоляции :
7.30 - 8.00. подъем. Важно, чтобы из сна ребёнок выходил постепенно, это поможет положительно настроить его на долгий и интересный день.
•за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
•включите негромкую музыку;
•придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении:
•мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!
После подъё ма - гигиенические процедуры: чистка зубов, умывание. Многие родители сталкиваются с проблемой - дети неохотно выполняют данные процедуры. Для того, чтобы у детей было желание, можно совместно с детьми придумать сказку о том, почему важно чистить зубы или же провести данные процедуры в игровой форме.
8.00 - зарядка. Зарядка - важная составляющая здоровья. Если Вы решите впервые включить этот пункт в режим дня, прислушайтесь к следующим советам:
1. Участвовать в зарядке должны взрослые. Именно тогда дети будут воспринимать ее серьёзно.
2. Первые несколько дней зарядку проводит взрослый для установки комплекса упражнений. Далее возможность проводить зарядку можно передавать по очереди всем членам семьи.
3. Комплекс упражнений рекомендуется проводить, начиная с головы и заканчивая ногами.
4. Упражнения должны соответствовать возрасту детей.
5. Зарядку рекомендуется проводить под детскую ритмичную музыку.
08:30 - 9.00 - Завтрак. На завтрак рекомендуется принимать в пищу каши, яйца, сыр, изделия из цельнозерновой муки, ржаной или отрубной хлеб, зелёный чай, мёд.
9:00 - 10.30 - Развивающие игры или занятия. К развивающим играм относятся игры на логику, память, развитие речи и мышления.
10:30 - Перерыв. Второй завтрак (сок, фрукты).
10:40 - 12.10. Игры (подвижные игры, ролевые игры, игры с правилами, наблюдения, трудовая деятельность). Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие. Игры целесообразно проводить при открытых форточках. Если семья проживает в частном доме, то целесообразно организовать прогулку на территории дома (на веранде, в огороде, в саду).
12:10 - Уборка игрушек, помощь родителям в быту. Очень важно с самого раннего возраста приучать детей к трудолюбию, начиная с самых простых задач, например, уборки игрушек.
12:30 - Обед. Как правило, детский обед состоит из первого блюда (супы) и второго (гарнир). Супы могут быть овощными или мясными. На второе рекомендуется подавать овощи, котлеты, рагу.
13:00-15.00 - Дневной сон. В тихий час восстанавливается энергия ребёнка, потраченная в утреннее время. Для правильного функционирования детского организма и мозговой деятельности детям необходим сон после обеда. Для здорового сна в тихий час важно создать соответствующие условия: изолировать комнату от посторонних звуков и шумов, приглушить попадание солнечного света в комнату.
15:00-15.30 - Подъем, разминка (гимнастика пробуждения). Особенности нахождения детей и родителей на карантине требуют более частых занятий спортом. После дневного сна полезно заняться физической культурой и выполнить несколько упражнений.
15:30-15.50 - Полдник (чай, фрукты, любимые лакомства детей, запеканки, выпечка, йогурты).
15.50-16.10 - Чтение произведений художественной литературы.
16.10-17.10 Совместная деятельность с родителями (игровая, творческая). Лепка пластилином, рисование. Детское искусство имеет арт-терапевтические свойства и эффективно используется при профилактике детской агрессивности, тревожности, эмоциональной нестабильности.
17.10-18.30 - Игры (ролевые, игры с правилами, просмотр мультипликационных фильмов. Если Вы проживаете в частном доме - организуйте прогулку на территории дома (на веранде, в огороде, саду, организуйте на прогулке различные игры.
18:30 - 19.00 - Ужин. На ужин необходимо выбирать продукты, не перегружающие пищеварительную систему ребёнка. Рекомендуются такие продукты, как: нежирная рыба, нежирное мясо, овощи, крупяные изделия. Рекомендуется избегать жарки, а вместо нее варить, тушить на пару продукты.
19.00-20.30 - Спокойные игры, чтение художественной литературы.
20:30 - Подготовка ко сну (чистка зубов). Тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.
21:00 - Сон. Перед сном минимум подвижных активных занятий;
•мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
•ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, - главное, чтобы это повторялось каждый вечер.
Примерный режим дня детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции :
7.30. – 8.30. Пробуждение, утренняя гимнастика, водные процедуры.
8.30. – 8.50. Подготовка к завтраку, завтрак.
8.50. – 9.00. Подготовка к организованной образовательной деятельности.
9.00.–10.30. Организованная образовательная деятельность, выполнение
развивающих упражнений и заданий.
10.30. – 10.40. Второй завтрак (сок, фрукт).
10.40. – 11.10. Самостоятельная деятельность.
11.10. – 12.10. Прогулка (во дворе дома, если проживает в частном секторе,
игровая и/или самостоятельная деятельность.
12.10. – 12.30. Просмотр развивающих мультфильмов, фильмов.
12.30. – 13.00. Подготовка к обеду, обед.
13.00. – 15.00. Дневной сон.
15.00. – 15.30. Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна.
15.30. – 15.50. Подготовка к полднику, полдник.
15.50. – 16.10. Чтение художественной литературы.
16.10. – 17.10. Совместная деятельность с родителями (трудовая, игровая).
17.10. – 18.30. Прогулка (во дворе дома, если проживаете в частном секторе,
игровая и/или самостоятельная деятельность.
18.30. – 19.00. Подготовка к ужину, ужин.
19.00. – 20.30. Спокойные (настольные, сюжетные) игры, самостоятельная
деятельность, общение со взрослыми.
20.30. – 21.00. Подготовка ко сну, водные процедуры.
21.00. Ночной сон.
Режим дня важная составляющая сохранения здоровья ребенка. Данный режим является примерным, и Вы, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, можете внести в него свои изменения.