Елена Русинович
Рекомендации психолога для родителей «Чувствительные и тревожные дети идут в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувствительные и тревожные дети идут в школу
Наступила весна и, значит, - время выбора школы. Родители будущих первоклассников очень озабочены тем, готовы ли их дети к школьному обучению, смогут ли они легко и безболезненно адаптироваться к школе, преодолеть трудности, связанные с изменением социального статуса, появлением новых обязанностей. Особенно беспокоятся родители тревожных и чувствительных детей. И эти опасения имеют под собой реальные основания.
Публикация «Рекомендации психолога для родителей „Чувствительные и тревожные дети идут в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Психология школьников
- Темочки
Чувствительные дети - робки и застенчивы. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальность, они чутко и болезненно реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Они хорошо понимают самые тонкие нюансы поведения людей, поэтому они добросовестны, предъявляют к себе повышенные требования, но при этом обидчивы, легко ранимы, нередко расстраиваются, плачут при неудачах или несправедливом отношении к себе. Эти дети обычно учатся старательно, прилежно. У них устанавливаются стойкие дружеские связи и отношения с теми одноклассниками, к которым они привыкли.
Чаще к этому типу относятся девочки. Но нередко встречаются и мальчики, отличающиеся повышенной чувствительностью. Такие мальчики очень внимательны к людям, в обществе ведут себя очень воспитанно, отличаются влюбчивостью, привязанностью к людям и животным.
Психотравмирующей ситуацией для детей этого типа является отсутствие эмоциональной теплоты в отношениях, грубость, насмешка над значимыми для них чувствами, понятиями, принципами. В школьной ситуации они особенно остро реагируют на несправедливые действия (оценки, требования, недоверие, непонимание особенностей их поведения) со стороны педагогов и одноклассников.
Для тревожных детей характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, низкая стрессоустойчивость. Как правило, это сочетается с высокой возбудимостью, повышенной ответственностью, добросовестностью, хорошим пониманием социальных норм. Для этих детей очень важно общение. Они могут хорошо учиться, но при этом недостаточно продуктивны в ситуации повышенного стресса (экзамены, контрольные работы, оценочные выступления, что связано с их чрезмерным волнением, желанием сделать работу как можно лучше. Они постоянно контролируют свое поведение и остро реагируют на оценку своих действий со стороны окружающих, постоянно нуждаясь в положительном эмоциональном подкреплении.
Психотравмирующей будет для них ситуация, связанная со школьными неудачами, но наибольшую значимость для них имеют трудности во взаимоотношениях с окружающими. Эмоциональные нарушения проявляются при этом в виде реакции тревоги и неуверенности в себе.
Повышенная тревожность и напряженность детей этого типа обусловлена чаще всего неблагоприятным фоном физического развития - проблемами внутриутробного периода развития, осложнением в родах, инфекционными заболеваниями раннего возраста.
Как же помочь этим детям, облегчить адаптацию к школе?
В адаптации этих детей большую роль играют эмоции. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих обусловливает у них трудности в сфере общения.
Они могут хорошо учиться в условиях спокойной, доброжелательной атмосферы. Таким школьникам не следует постоянно напоминать об их ошибках и просчетах, они сами хорошо их знают и из-за них сильно переживают. Завышенные требования и постоянные нарекания со стороны взрослых (родителей и учителей) только понижают функциональные возможности подобного ребенка, поскольку вводят его в состояние эмоционального стресса, повышают неуверенность в себе, вызывают дополнительные волнения и нередко формируют страх перед той или иной ситуацией.
Дети тревожного типа менее стрессоустойчивы, чем дети чувствительного типа, у них быстрее наступает функциональная поломка, когда успешное выполнение деятельности уже невозможно, поскольку высокий уровень тревожности и напряженности постоянно присутствует как основная характеристика личности.
Особенности этих детей необходимо учитывать в учебной работе. Учителям следует помнить (а родителям - сказать учителям об этом, что такие школьники наименее успешны в ситуации повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции, на экзаменах. Сильное волнение снижает их внимание, ухудшает способность к воспроизведению, они допускают ошибки, и чем больше их допускают, тем хуже выполняют дальнейшие задания. Проверку знаний таких детей лучше всего осуществлять в спокойной, доброжелательной обстановке, давая им время на обдумывание. При этом их необходимо постоянно подбадривать, поощрять их правильные ответы и решения, повышая их уверенность в себе.
Выставлять таким детям оценки за четверть или за год правильнее не на основе контрольных, проверочных заданий, а на основе представления учителя о знаниях ученика. При некотором завышении оценок эти дети начинают только лучше учиться, стараясь оправдать доверие учителя.
Следует обращать внимание на положение этих детей в группе сверстников. Неприятие сверстников воспринимается этими детьми очень болезненно. В такой ситуации они могут совершенно потерять самообладание, постоянно переживают из-за этого, занимаются самобичеванием. Детям необходимо помочь, подчеркивая и демонстрируя перед другими детьми их положительные качества, выбирая для них виды деятельности, в которых они могут достичь заметного успеха. Их необходимо научить эффективным способам общения, снимая с них страхи и неуверенность в себе.
Важное значение для этих детей имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха. Им необходим полноценный отдых, спокойные прогулки на свежем воздухе, купание в бассейне, водные процедуры. Совершенно недопустимо переутомление ребенка. Таких детей можно лишний раз оставить дома или отпустить с уроков, если они устали, жалуются на головную боль или плохое самочувствие, освободить от домашних заданий, не опрашивать в конце учебного дня, недели, четверти, когда накапливается утомление.
Особое внимание следует уделять здоровью этих детей, которое страдает в первую очередь. Нередко болезнь является защитной реакцией ребенка на чрезмерную психическую нагрузку. К тому же во время болезни взрослые всегда относятся к ребенку с повышенным вниманием, теплотой, чего нередко ему не хватает в повседневной жизни. Эти дети нуждаются в постоянном медицинском контроле.
Родители, в свою очередь, тоже должны снизить требовательность к детям, больше доверяя им и внушая им веру в собственные силы и возможности. Необходимо ограничивать круг занятий ребенка, выбрав те, которые доставляют ему наибольшее удовольствие и те. в которых могут максимально проявляться его способности. Ранняя профориентация, выбор адекватной деятельности, с учетом желаний и возможностей ребенка, благоприятно сказывается на его дальнейшем развитии. Следует помнить, что такие дети могут стать специалистами очень высокого уровня, если сделают правильный выбор в жизни.