Татьяна Юрьевна Голубкина
Рекомендации педагогам по работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с особенностями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Когда в детский сад коррекционного направления поступает ребенок, то, как правило, мы видим родителей, которые растеряны и насторожены, которые с трудом принимают ситуацию, и объективно оцениваю состояние ребенка. Нашей задачей является изучить семью, выяснить ее потенциальные воспитательные возможности и обратить их на пользу развития ребенка с нарушением интеллекта.
Для этого необходимо:
1. Установить специфику семьи, т. е. понять отношение к ребенку в семье (жалость, обида, неограниченная любовь с элементами вседозволенности, стеснение или даже стыд за своего ребенка).
Публикация «Рекомендации педагогам по работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с особенностями развития» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Зная семью и владея этой информацией, воспитателю легче будет спланировать работу и добиться желаемого результата.
2. Посещение семьи (углублённое знакомство).
Перед посещением необходимо составить план знакомства, учитывая при этом следующие факторы:
- особенности ребенка (психические и физические);
-положение ребенка в семье;
- бытовые условия;
- социальные положения;
- культурный уровень.
В процессе исследования систематизировать следующие исходные данные о семье :
- общие сведения (состав семьи, род занятий, место работы, материально-бытовые и жилищные условия);
- культурно-образовательный уровень родителей, других членов семьи их интересы и стремления;
- характерные особенности образа жизни (нетрадиционная ориентация, религиозная направленность, фанатизм и т. д.);
- положение ребенка в семье, стиль семейных отношений;
- отношение родителей к коррекционной программе (считают ли родители, целесообразным пребывании ребенка в данном учреждении, нуждаются ли в помощи, какие результаты ожидают, а так же как организуют досуг, какое место отводится нравственному, трудовому и патриотическому воспитанию);
- потенциальные ресурсы вне семейного влияния (друзья, соседи, родственники).
Целью этих мероприятий являет определить индивидуальный подход к каждой семье, сформировать доверительные отношения к педагогам, отношение к ребенку, качественно преобразовать условия его жизни в семье.
На отношение родителей к умственно отсталому ребенку, на взаимоотношения родителей между собой положительно влияют групповые или индивидуальные беседы, цель которых укрепить уверенность в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее.
В дальнейшем необходимо использовать различные формы работы с такими семьями. Например тематические семинары:
«Формирование познавательного отношение к процессу обучения»;
«Взаимосвязь воспитания и лечения»;
«Роль отца в воспитании ребенка»;
«Детский негативизм»;
«Ласковое воспитание»;
«Ребенок с нарушением интеллекта в обществе»;
«Правовая поддержка семей, воспитывающих ребенка инвалида».
Важной формой работы является ознакомление родителей с продуктами детской деятельности (аппликациями, поделками, рисунками, а так же привлечение родителей к участию в совместных конкурсах местного, городского, регионального значения.
Положительно влияет совместное обсуждение результатов, острых проблем, перспективных планов. Вследствие чего, создается атмосфера доверия и уважительного отношения.
И, конечно же, посещение детских праздников одна их действенных форм педагогической пропаганды, которая не только знакомит родителей с итогами кропотливой работы, но и дает сильные положительные эмоции.
А результатам этой работы, будет уверенность родителей в своих силах в деле воспитания детей с особенностями развития, видение перспективы, оптимистичный взор в будущее, а в педагогах участвующих в педпроцессе они будут видеть помощников, которые при первых сигналах SOS спешат им на помощь.
Для систематизации и удобства использования полученной информации мною разработана таблица по работе с семьей, которая предлагается вашему вниманию.
индивидуальных карта по работе с семьей для внутреннего пользования
И. Маша,
п\п Вид информации Информация
1. Дата, место рождения
2. Особенности ребенка. Ребенок с ограниченными двигательными возможностями, аллергия на домашних животных, любимое занятие просмотр мультфильмов, рисование, ….
3. Состав семьи Мать (семья неполная, сестра 14 лет, бабушка, дедушка.
4. Условия проживания У ребенка имеется отдельная комната, много игрушек и развивающих пособий. В квартире уютно и чисто.
5. Другие члены семьи Дедушка – пенсионер, активный участник воспитания ребенка, сестра – школьница Наташа 10 лет (взаимоотношения с братом сложные).
6. Место работы, образование родителей Мать - завод, технолог, высшее.
7. Увлечения родителей Мать – любит вязать, готовить, заниматься комнатным цветоводством.
8. Взаимоотношения с педагогами учреждения Постоянно советуется, обращается за помощью в конкретных ситуациях. В общении уважительна и доброжелательна.
9. Отношение к ребенку Любовь, с элементами вседозволенности.
10. Рекомендуемые формы работы с семьей Традиционные, без особенностей.
11. Участие родителей в общественной жизни. Готовы, оказать помощь и содействие в проведении и обсуждении различных мероприятий.
1. Участие в конкурсе «Кормушки для птиц» - лауреаты.
2. Оборудование уголка игрушек (связаны кукольные зимние наряды для с. р. игры «Больница».
3. Помощь в изготовления пособия по теме «Домашние животные».
Примечание:
- педагог может менять порядок и содержание информации по своему усмотрению;
-составление карты осуществляется методом индивидуальных бесед, анкетирования, личных наблюдений.