Ася Кузьмина
Нелегкий труд — быть родителем
▼ Скачать + Заказать документы
Современная психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции (они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; они способны изменить методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка).
Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка, предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам (например, взамен директивного подавляющего контроля («делай, как я сказал») использовать инструктивный контроль («может быть, ты сделаешь так, как я предложу»).
Публикация «Нелегкий труд — быть родителем» размещена в разделах
Конечно, трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей - не критиковать, а предлагать изменить поведение, не обвинять, а просить помощи – именно это основа гармоничных отношений родителей и детей. Но если правило такое простое, то почему у большинство родителей не могут найти понимание со своими детьми?
Для того, чтобы добиться от ребенка послушания, самодисциплины, ответственности необходимо полное взаимопонимание между вами. Это возможно, если основа отношений – уважение.
Психологические приемы, предложенные ниже, помогут вам в этом.
• Исключите штампы-критики и штампы-обвинения («Опять ты…», «До каких пор!», «Другие уже давно…» и др.). Если вы сами их не замечаете, попросите домашних (друзей) говорить вам, что вы критикуете или обвиняете. Запишите эти слова и постепенно уменьшайте их употребление.
• Вместо критики и обвинений («Опять ты оставил крошки на столе!») используйте доброжелательный тон и просьбы-предложения. И не забывайте хвалить! («Дорогой, после еды в нашей семье стол чистый. Сотри, пожалуйста, крошки со стола. Молодец, как чисто. Спасибо!»).
• Спокойно объясняйте словами свое внутреннее состояние (я-высказывания). Почему вас что-то не устраивает, что вы хотели бы поменять. Когда ребенок видит, что вы ему доверяете, то он охотнее идет на взаимодействие (вместо «Саша! Сколько тебе говорить! Обувь должна быть на полке для обуви! Почему ты такой бестолковый? Когда ты уже научишься убирать обувь на место!» такой вариант: «Я вижу, что обувь лежит не на месте»)
• Введите правило только 5 минутного обсуждения какого-либо аспекта поведения ребенка, вас не устраивающего. Когда ребенок маленький, он может много не знать, не понимать. Поэтому, объясняйте малышу правила поведения, традиции семьи и т. п. нормативы социума.
• Больше говорите о положительных поступках, замечайте достоинства ребенка, обязательно хвалите за хорошее поведение.
• Никогда не критикуйте ребенка на людях
Таким образом, что не стоит делать:
• кричать и ругаться
• читать нотации
• обвинять
• угрожать и приказывать
• сравнивать с другими детьми и собой в детстве
А что стоит делать?
• чаще говорить ребенку «Я люблю тебя!»
• смотреть на ребенка с одобрением
• разрешать малышу иметь свои желания и мнения
• ожидать от ребенка хорошего
• хвалить за положительные поступки