Татьяна Подгорнова
Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Цель: совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игры.
Публикация «Рекомендации педагогам „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
Познакомить педагогов с разными видами игр для развития речи детей.
Рекомендации
Формируйте речь детей в процессе игровой деятельности, поскольку в дошкольном возрасте эта деятельность является ведущей.
Используйте словесные игры в разных режимных моментах, создавая ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.
Занимаясь словесными играми, вступайте в определённый творческий и эмоциональный контакт с детьми для налаживания коммуникативных отношений. Решая несложные развивающие игровые задания, ребёнок радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития.
Обогащайте словарный запас и совершенствуйте разговорную речь детей дидактическими играми (настольно – печатными, с предметами или игрушками).
Развивайте речь детей, вовлекая их в пальчиковые игры (можно с предметами).
Правильно организовывайте и систематически проводите игры для развития связной речи, пополняя словарный запас и делая речь детей более грамотной и выразительной.
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, планируйте этот вид деятельности не часто, а очень часто.
Если что-то не получилось или получается с трудом, улыбнитесь, потому что успех – впереди!
Словесные игры
Игры, направленные на активизацию речевого развития детей :
«Кто что делает?» Врач лечит, учитель учит…
«Один - много» Книга – книги, карандаш – карандаши…
«Угадай кто как кричит?» Слон трубит, змея шипит…
«Кто это? Что это?» Воробей – птица, чашка – посуда…
«Назови признаки» Снег белый, чистый, искристый…
«Назови действия» Снег летает, падает, блестит…
«Противоположность». Начало – конец, смех – плач…
«Отгадай предмет по названиям его частей»
Активизация словаря + закрепление названий знакомых предметов.
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
- лапы, туловище, шерсть, когти (зверь)
- корни, ствол, ветки, листья (дерево)
«Я начну, а ты продолжи»
Эта игра направлена на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
- Пошел первый…
- Утром дети …
- Девочка Маша играет… и т. д.
«Доскажи словечко»
Необходимо к названным словам подобрать рифмы.
- Посмотрите-ка, ребята, как играют тут… (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели – это… (мяч).
- Очень чисто вымыт пол, на него поставим… (стол).
Можно усложнить задание:
– вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
«Скажи наоборот»
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.
- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Почемучки?»
Данная игра направлена на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя. Можно проводить игру с мячом.
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать - «Потому, что».
- Почему улетают птицы?
- Почему нельзя купаться зимой?
- Почему снег тает?
- Почему люди берут зонты?
- Почему вызывают врача?
- Почему засыхают цветы?
- Почему мяч катится?
- Почему летом не носят шубы?.
«Шаги» или «Кто быстрее доберется до…»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….
«Что из чего сделано»
Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Стакан из стекла – стеклянный
Нож из железа – железный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева – деревянная
«Волшебники»
Всё уменьшаем: ключ – ключик, платье – платьице, палка – палочка…
Всё увеличиваем: дом – домище, глаз – глазище, нос – носище, хвост – хвостище…
«Скажи коротко»
Остаться на зиму… (зимовать)
Остаться на ночь… (заночевать)
Мелкий дождь… (дождик)
Капля дождя … (дождинка)
Маленькая лошадка … (пони)
Человек с бородой… (бородач)
Растрепанный ребенок… (неряха)
Многоэтажный дом… (высотка)
Сильный ветер… (буран)
«Составь рассказ»…
• по заданным словам: день, дерево, ворона.
• с начальной и конечной фразой:
Наступила весна --- природу надо беречь.
Мы зашли в магазин --- спасибо маме.
Дидактические игры
Обогащают словарный запас и совершенствуют разговорную речь.
Учат детей четко излагать свои мысли.
Формируют грамматический строй языка.
Способствуют развитию произвольного внимания, логического мышления и мелкой моторики пальцев рук.
Побуждают детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.
Игры с предметами или игрушками
направлены на развитие тактильных ощущений, развивают умение манипулировать с различными предметами и игрушками, а также знакомят детей с трудовыми действиями взрослых.
Играя с сюжетными дидактическими игрушками – куклами, постарайтесь совместно с детьми наделять их человеческими качествами, заботиться о них, укладывать спать и т. д.
Для формирования словаря проводите дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром:
«Помоги кукле постирать»
«Уберемся в своей комнате»
«Приготовим обед»
«Что изменилось?»
«Найди и назови»
«Магазин»
«Чьи это детки?» и др.
Настольно – печатные игры
Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).
«Что растёт в саду, лесу, огороде?»
«Что сначала, что потом?»
«Лото»
«Логический поезд»
«Где это я видел?» и др.
Игры – предположения
Эти игры учат детей фантазировать, побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.
«Кому что нужно?», «Что было бы. ?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др.
«Что бы я увидел на луне, если был бы космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой».
В качестве дидактических игр применяйте Загадки. В настоящее время загадки (загадывание и отгадывание) рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать, отгадать и доказать!
Пальчиковые игры
«Ум ребёнка находится на кончике его пальцев»
Сухомлинский В. А.
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Смысл пальчиковых игр с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а также способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.
«Грибы»
Поочерёдно соединяем пальчики с большим, начиная с мизинца
- Этот пальчик в лес пошёл.
- Этот пальчик гриб нашёл.
- Этот пальчик чистить стал.
- Этот пальчик жарить стал.
- Этот пальчик только ел, от того и растолстел!
«Гости»
К Кате гости прибежали, бежим пальчиками по столу или по полу
Все друг другу руки жали. соединяем обе руки в «замок»
Здравствуй Жора, соединяем большой и указательные пальчики
Здравствуй Жанна, большой и средний
Рад Серёжа, большой и безымянный
Рада Анна. большой и мизинец
Не хотите ль пирожок? ладошки складываем вместе
Может коржик? показываем 2 открытые ладошки
Иль рожок? 2 кулачка ставим друг на дружку
Вот драже вам на дорожку, пальчиком тычем в открытую ладошку
Вы берите понемножку. несколько раз сгибаем ладошки в кулачки
Все стряхнули быстро крошки, стряхиваем пальцами одной руки с другой
И захлопали в ладошки! хлопаем ладошками
«Пальчиковая игра с карандашом»
лучше использовать карандаш – шестигранник
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Прищепки»
Бельевой прищепкой дети прищепляют на каждое слово ногтевые фаланги, начиная от большого пальца к мизинцу.
Сильно кусает
Котенок-глупыш!
Он думает, что это –
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
«Платок»
Взять небольшой носовой платок за уголок и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!
Можно одновременно комкать и 2 платка (маленькие).
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!