Анна Лёвина
Рекомендации логопеда родителям детей 4–5 лет
Рекомендации по развитию речи
детей 4-5 лет.
1. Расширять словарный запас ребёнка.
Побуждать детей использовать обобщающие понятия: дидактическое упражнение «Расскажи» (по картинкам).
Что это? Почему? - Это зима, потому, что…
Кто это? Почему? - Это птица, потому, что у нее есть…
2. Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Снег, какой? - Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.
Снеговик, какой? - Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.
Публикация «Рекомендации логопеда родителям детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Воробей, какой? - Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.
3. Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: дидактическое упражнение «Что делает?».
Дети - играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).
Ворона - каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).
Продавец - продает, взвешивает, заворачивает, показывает.
Снег - кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.
4. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (закончить предложение).
Летом дни жаркие, а зимой - …
Летом день длинный, а зимой - …
Весной лед на реке тонкий, а зимой - …
Снег мягкий, а лед - …
Одни сосульки длинные, а другие - …
У синицы хвост короткий, а у сороки - …
Голубь тяжелый, а воробей - …
II. Развивать навыки словообразования.
1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: дидактическое упражнение «Назови ласково».
Снег - снежок, снежочек. Ком - комок, комочек. Воробей - воробышек, воробьишка. Лед - ледок, ледочек.
2. Учить образовывать прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Разные магазины».
Магазин, в котором продают хлеб … (хлебный).
Магазин, в котором продают молоко … (молочный).
Магазин, в котором продают овощи … (овощной).
Магазин, в котором продают мебель … (мебельный).
Магазин, в котором продают продукты … (продуктовый).
III. Совершенствовать грамматический строй речи детей.
1. Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один - много» (по картинкам).
Снеговик - снеговики, сосулька - сосульки, воробей - воробьи, санки - санки, дятел - дятлы, покупка - покупки, продавец - продавцы, магазин - магазины.
2. Упражнять в правильном употреблении простых предлогов : у, на, в, из. Дидактические упражнения: «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?» (по картинкам)
Мальчик в шубе. Девочка в пальто. Синица на дереве. Дятел в дупле. Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.
IV. Развивать связную речь детей.
1. Учить пользоваться распространенными предложениями: дидактическое упражнение «Составь предложение» (по вопросам, простым сюжетным картинкам, сериям картин).
2. Учить составлять короткие рассказы по схемам, картинным (серии картин).
3. Учить пересказывать короткие тексты по темам.
4. Заучивать стихи по темам.
V. Развивать фонематическое восприятие.
1. Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки: дидактическое упражнение «Закончи стихотворение» (предлагаются любые простые стихи по темам).
2. Учить выделять первый гласный ударный звук в словах. Оля, осы, Аня, уши, окна…
VI. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики продолжать подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.
VII. Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Как увеличить словарный запас ребенка:
4 простых рекомендации.
Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка. Богатый лексикон выдает в обладателе эрудированность, хорошую память и отличные умственные способности.
Увеличить словарный запас ребенка за пару интенсивных занятий не получится, расширение личного лексикона в идеале будет продолжаться всю жизнь. Скорость освоения и качественное содержание словарного запаса зависит от окружающей среды, в том числе от тех привычек и знаний, которые вы заложите в раннем детстве.
Формула наполнения личного лексикона проста. Чтобы ребенок регулярно «применял слово на практике», он сначала должен его где-то услышать, понять его значение, запомнить (включить в пассивный словарь) и потренировать в разных предложениях (включить в активный словарь). Именно на этой формуле построены рекомендации по увеличению словарного запаса.
Рекомендация № 1. Читать
Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой).
Когда ребенок научится самостоятельно читать, поощряйте любовь к книгам. Вместе запишитесь в библиотеку, периодически ходите в книжный магазин за интересными произведениями и, конечно, читайте сами.
Читайте вместе как можно чаще, и перед вами не будет стоять вопроса, как пополнить словарный запас ребенка. Книги в этом лучшие помощники.
Рекомендация № 2. Говорить
Перед взрослыми стоит непростая задача: как научить ребенка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность ребёнка освоить язык. Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит.
Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?
Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребенка.
Рекомендация № 3. Обсуждать
Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!
Рекомендация № 4. Играть
Ученые доказали, дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте.
Итак, формула увеличения словарного запаса проста: читать + говорить + обсуждать и играть!
Общайтесь с ребенком увлеченно!