Папки-передвижки

Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»

Юлия Бабак
Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»
▼ Скачать + Заказать документы

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Рекомендации для воспитателей „Методика ознакомления детей со словесным составом предложения“» размещена в разделах

Данные рекомендации составлены для воспитателей ДОО, с целью помочь правильно сформировать представление о содержании и методике ознакомления детей со словесным составом предложения.

Рекомендации составила : воспитатель Бабак Юлия Анатольевна

Пояснительная записка

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы : рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке».

Содержание

В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.

Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает сколько в нем предложений, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.

Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?», побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е. И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания.

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.

Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

- четкое произнесение слов с паузой;

- произнесение слов под хлопки;

- последовательное называние слов в предложении;

- в громкой речи, про себя;

- произнесение слов по рядам;

- шепотный анализ предложения;

- составление предложений с заданным словом;

- составление предложений по «живой сценке»;

- перепрыгивание через скакалку;

- отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Для ознакомления детей со словесным составом предложения можно воспользоваться следующей литературой:

1 .Бородич А. М. Методика развития речи у детей. [Текст]. - М. : Просвещение, 1994. – 384 с.

2 .Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. [Текст]. - Курск: Академия Холдинг, 1996.-178 с.

3 .Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]. - М. : Просвещение, 1991.-472 с.

4 .Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. [Текст]. - Чебоксары, 2000.-137 с.

5 .Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. [Текст]. - М. : Просвещение, 2004.-192 с.

6 .Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. [Текст].- М. : Просвещение, 1997.-327 с.

7 .Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет творческого мышления и культуры устной речи. [Текст].- М. : Айрис-Пресс, 2008.-104 с.

8 .Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. [Текст].- М. : Просвещение, 1999.-144 с.

9 .Мелехова Л. В. Речь дошкольника и ее исправления. [Текст].- М. : Просвещение, 1997.

10 .Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. [Текст].- М. : Владос, 2004.-344 с.

11. Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. [Текст]. - М. : Просвещение, 2005.-184 с.

12 .Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст]. - М. : Просвещение, 2001.

13 .Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. [Текст].-Изд. 2-е. - М. : Просвещение, 1993.-192 с.

14 .Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. [Текст]. - М. : Вентана-Граф, 2008.-288 с.

15 .Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. Развитие речи ребенка от года до семи лет. [Текст].- М. : Сфера, 2008.-64 с.

Публикации по теме:

«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить,.

Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей В задачах по ознакомлению детей с природой входит задача, которая предусматривает развитие первых ориентиров в мире природы, в мире растений.

Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет» Цель: Знакомство родителей с формированием структуры предложения у детей пяти лет. Задачи: 1. Познакомить родителей с формированием структуры.

Консультация для воспитателей. «Игры на утренниках и развлечениях. Методика проведения» «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА» В жизни человека всегда присутствует игра. Мы, порой, даже не замечаем этого. А жизнь ребёнка проходит в игре. Во.

Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 "Бадм цецг" Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.

Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают.

Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте. Шестилетние дети понимают не только.

Перспективный план по словесным играм в старшей группе Сентябрь. Словесная игра "Угадай-ка", цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании существительного и прилагательного.

Рекомендации для воспитателей «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью» Рекомендации для воспитателей «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью, через физические навыки». Детям совершенно.

Рекомендации для воспитателей по повышению мотивации детей к двигательной деятельности. 1. Проводить просвещение с родителями о роли движения в развитии детей:физическом, эмоциональном, социальном. 2. Постоянно развивать желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»
Опубликовано: 30 января 2017 в 23:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бабак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД