Юлия Бабак
Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Методика ознакомления детей со словесным составом предложения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Данные рекомендации составлены для воспитателей ДОО, с целью помочь правильно сформировать представление о содержании и методике ознакомления детей со словесным составом предложения.
Рекомендации составила : воспитатель Бабак Юлия Анатольевна
Пояснительная записка
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы : рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке».
Содержание
В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.
Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает сколько в нем предложений, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.
Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».
Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?», побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е. И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания.
В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.
Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.
Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень.
С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:
- четкое произнесение слов с паузой;
- произнесение слов под хлопки;
- последовательное называние слов в предложении;
- в громкой речи, про себя;
- произнесение слов по рядам;
- шепотный анализ предложения;
- составление предложений с заданным словом;
- составление предложений по «живой сценке»;
- перепрыгивание через скакалку;
- отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.
Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.
Для ознакомления детей со словесным составом предложения можно воспользоваться следующей литературой:
1 .Бородич А. М. Методика развития речи у детей. [Текст]. - М. : Просвещение, 1994. – 384 с.
2 .Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. [Текст]. - Курск: Академия Холдинг, 1996.-178 с.
3 .Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]. - М. : Просвещение, 1991.-472 с.
4 .Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. [Текст]. - Чебоксары, 2000.-137 с.
5 .Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. [Текст]. - М. : Просвещение, 2004.-192 с.
6 .Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. [Текст].- М. : Просвещение, 1997.-327 с.
7 .Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет творческого мышления и культуры устной речи. [Текст].- М. : Айрис-Пресс, 2008.-104 с.
8 .Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. [Текст].- М. : Просвещение, 1999.-144 с.
9 .Мелехова Л. В. Речь дошкольника и ее исправления. [Текст].- М. : Просвещение, 1997.
10 .Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. [Текст].- М. : Владос, 2004.-344 с.
11. Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. [Текст]. - М. : Просвещение, 2005.-184 с.
12 .Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст]. - М. : Просвещение, 2001.
13 .Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. [Текст].-Изд. 2-е. - М. : Просвещение, 1993.-192 с.
14 .Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. [Текст]. - М. : Вентана-Граф, 2008.-288 с.
15 .Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. Развитие речи ребенка от года до семи лет. [Текст].- М. : Сфера, 2008.-64 с.