Оксана Савельева
Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать
Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
Шестилетние дети понимают не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют отношения числа к единице, т. е. подчеркивают количество единиц в числе. При этом дети должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности).
Публикация «Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Например, количественный состав числа 5 из отдельных единиц :
5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Изучение состава чисел из единиц.
ЗНАЧЕНИЕ: подготовка к освоению вычислительного приема – присчитывание и отсчитывание по единице.
СУТЬ РАБОТЫ: выяснение отношения числа к единице.
Дети должны понять:
• все числа составляются из единиц,
• количество единиц в разных числах различно,
• количество единиц в числе соответствует количеству элементов в множестве.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
• подбирают так, чтобы можно было сделать обобщение: всего 4 круга, всего пять овощей,
• сначала используется однородное множество, каждый элемент которого отличается по величине,
• затем берется разнородный материал,
• потом предметы одного понятия (мебель, обувь, фрукты).
ТРЕБОВАНИЯ:
• начинать с чисел 2, 3, 4…
• не спешить!
• от анализа состава множества из элементов переходить к изучению состава числа из единиц
• состав одного числа из единиц демонстрируется на 3-4 видах наглядного материала, делается обобщение
25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности.
Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых.
Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка.
Число 2 — это 1 и 1,
3 — это 2 и 1, 1 и 2,
4 — это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,
5 — это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: операции с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: осознание детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
МАТЕРИАЛ: дискретные величины, геометрические фигуры, предметы.
ТРЕБОВАНИЯ:
• постепенность (начинать с чисел 3, 4,5,
• не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
• использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,
• показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших (по формуле n-1, где n – натуральное число).
ПРИЕМЫ РАБОТЫ (для числа 3)
Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета, просит детей сказать, сколько всего кружков, и указывает, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», — говорит воспитатель и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» — спрашивает педагог. Дети отвечают, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков.
Для закрепления знаний детей о составе числа из 2 меньших чисел используют разнообразные упражнения с предметами и моделями геометрических фигур.
Детям предлагают рассказы-задачи, например:
«На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть?» (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)
Или: «Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?»