Нина Егорова
Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к определенной температуре помещения, окружающему микроклимату, характеру пищи и т, д). У него образуются различные привычки (к режиму, к характеру кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Приходя в детский сад, ребенок попадает в совершенно новую обстановку. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит быстро и легко, сопровождается рядом нарушений поведения и общего состояния:
Публикация «Рекомендации для родителей воспитанников „Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание,
- нарушение сна,
- меняется эмоциональное состояние.
Показателями успешной адаптации являются:
- хорошее, бодрое настроение в течении дня,
- хороший аппетит,
- быстрое засыпание и глубокий сон,
- активность в речи и в игре,
- общение со взрослыми и со сверстниками.
Длительность привыкания к новым социальным условиям, характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Все дети разные, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с помощью родителей, мы найдем ключик к каждому ребенку.
Нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет нам и народный фольклор в силу его интонационной выразительности. Своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов, он вызывает у детей хорошее настроение, веселит, успокаивает, обеспечивает технологическую разгрузку. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающим мир природы и свое место в нем.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых. Это одно из самых богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные и только что рожденные произведения, они непрерывно обновляются и переделываются.
Детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки.
Колыбельные песни - их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали под какие слова и напевы дети лучше засыпали, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
Пестушки – от слова пестовать – воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно делали – под разные песенки, шуточки, прибауточки. В пестушках слышится любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.
Потом начинаются первые игры – потешки: «Идет коза рогатая…», «Сорока-ворона…», «Ладушки…» Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.
Потешка – жанр устного народного творчества. Она развлекает и развивает малыша.
Она учит маленького ребенка понимать речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Детям потешки доставляют огромную радость, их нужно использовать с самого раннего детства. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка.
Что может быть лучше потешки, рассказанной мамой перед сном?
Например:
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай!
Белолапа, не скули, мою Таню не буди!
Темна ноченька, не спится, моя Танечка боится.
Ты, собаченька, не лай, мою Таню не пугай!
Не хочет малыш умываться, выручит такая потешка:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
Зарядка поможет малышу стать гибче и пластичнее.
Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, потому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху своими примерами.
Мишка, лапки подними,
Мишка, лапки опусти.
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз-два-три!
Про горшок:
Как тебя зовут дружок?
А меня зовут «горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Вместе будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Едим с удовольствием – потешки за едой. Каша вкусная дымится,
Маша кашу есть садится.
Очень каша хороша.
Ели кашу неспеша,
Ложку за ложкой,
Ели понемножку.
Чтоб ребенок не скучал при одевании:Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
На прогулке:Воробей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок.
Пригодится носок клевать колосок.
Потешки для знакомства с телом, физическим контактом с ребенком. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать, -моргать,
Ручки все хватать, хватать.
Для игры на коленках у мамы – едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на колени и, согласно его сюжету качаем его, в «яму роняем». Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Они развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.
Поехали, поехали, с орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали с калачами, с калачами,
По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам.
В ямку: «Бух!»
Потешки – утешки. Наш ребенок громко плачет? И ни какие уговоры его не могут утешить?
Тут выручат потешки – утешки. Они помогут взбодрить, развеселить ребенка в любой ситуации:
У киски – боли, у собачки – боли.
А у моей малышки – заживи.
или
Не плач, куплю калач,
Не вой, куплю другой,
Не реви, куплю три!
Ребенок как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а потом самостоятельно проговаривая родные тексты. Простота и мелодичность помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить потешки в игры: кормление кукол, укладывание спать…
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передается их настроения и чувства, радость, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающем миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.