Ольга Елшина
Адаптация к детскому саду
▼ Скачать
Пусть детский сад подарит детям Дом.
Дом, где есть тепло и много света,
Где в окне приветная свеча,
Где есть лад, открытость и секреты,
Где не обижают сгоряча!
Вот с этих добрых и теплых слов мне хотелось бы начать наше знакомство. Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Ольга Алексеевна, я педагог-психолог детского сада. И сегодня я вас познакомлю с тем, что такое адаптационный период, с факторами, от которых зависит течение адаптации, как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации.
Публикация «Адаптация к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Итак, начнем историю под названием «Ребенок и детский сад».
Поступление ребенка в детский сад – это важный и ответственный этап в жизни ваших семей. И этот этап будет не самый легкий для малыша и его родных. Для взрослых (родителей) этот путь уже начат и называется он доадаптационный период, во время которого идет сбор необходимых документов, встречи с заведующей и другими сотрудниками детского сада, общее собрание, на котором вы имеете возможность познакомиться друг с другом, экскурсия по детскому саду.
Следующий абзац в нашей истории – это сам адаптационный период. Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) – это одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии, это процесс взаимодействия личности с социальной средой, а также приспособление организма к новым условиям существования, новому режиму.
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д., у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
• нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
• нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
• меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
• повышение температуры тела
• изменения характера стула
• нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду : легкую, среднюю и тяжелую.
1. Легкая адаптация :
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
аппетита (норма по истечении 10 дней);
неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация : все нарушения выражены ярче и длительнее по времени : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития (Наличие у ребенка своеобразных привычек, несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков)
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками. (Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми)
5. Сформированность предметной и игровой деятельности. (Неумение занять себя игрушкой)
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада (Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада)
На этапе привыкания особые требования предъявляются и взрослым: воспитателям, специалистам, родителям.
Педагоги используют игровые методы взаимодействия с ребенком, создают положительную установку на предстоящие режимные процессы: сопровождают умывание, кормление, одевание стихами и потешками, играми, что особо нравится детям данного возраста. Используют элементы телесной терапии: обнимание, поглаживание, игры с прикосновениями.
Педагог – психолог совместно с медицинскими сестрами ведут лист адаптации (индивидуально на каждого ребенка, в котором в течение 128 дней отмечают какое настроение преобладает у ребенка, какой у него аппетит (в завтрак, обед и полдник, как ребенок засыпает, активен ли он в играх и какие взаимоотношения складываются у него с детьми и взрослыми.
А как же родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.
1. По возможности расширить круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть, кто плачет.
3. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
4. Развивать подражательность в действиях: «полетаем как воробушки, попрыгаем как зайчики».
5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые сами не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий (самостоятельно садиться на стул, самостоятельно пить из чашки, активно участвовать в одевании, умывании)
На эти моменты стоит обратить внимание еще до начала посещения ребенком детского сада. А как же должны вести себя родители во время пребывания ребенка в детском саду?
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком д/с у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории д/с.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.
Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать ваше поведение
Постарайтесь мудро реагировать на поведение ребенка и не наказывайте его за детские капризы, и не в коем случае не угрожайте детским садом как наказанием за его непослушание.
Каким же может быть исход в нашей истории?
У психологов есть основания полагать, что ребенок хорошо адаптирован, если из его поведения исключены:
- крайности (излишняя активность, чрезмерная плаксивость);
- возврат к более ранним привычкам (например, ребенок несколько месяцев ел самостоятельно и вдруг снова требует, чтобы его кормили СС ложечки);
- непрекращающиеся трудности в элементарных вещах (остается проблемой кормление ребенка, дневной сон, утренний прием);
- отставание в развитии от сверстников.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую I систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Скорее всего ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой, обнимать ребенка.
Надеемся, наши рекомендации помогут Вам, и Ваш малыш с радостью и удовольствием будет находится в новом детском коллективе.