Наталья Миронова
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны,
отвечающие за речь.
Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой
Публикация «Рекомендации для родителей „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
1. Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую
конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж состоит из следующих типов движений:
-поглаживание (совершается в разных направлениях);
-растирание (отличается от поглаживания большей силой давления – рука не
скользит по коже, а сдвигает ее);
-вибрация (нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев);
-манипуляция с помощью специального массажного мячика (движения
совершаются по спирали от центра ладони к кончикам пальцев). Практический совет: мячик должен быть твердым, т. е. не деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
-сгибание-разгибание пальцев (пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику).
2. Можно просто купить игрушку
– шнуровку – набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какого-нибудь еще деревянного предмета с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретную иголку с ниткой и стать «совсем как мама»?
Отлично развивают руку разнообразные нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
3. Пальчиковое рисование.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать
пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу.
Так получается салют или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами или карандашами.
Ребенок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и
обратно) поочередно каждой рукой.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берет яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий.
Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны).
«Иголки»
Ребенок берет круглую щетку для волос и катает ее между ладонями,
приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
«Зоопарк»
Для этого упражнения нужна пластиковая решетка для раковины (обычно она
состоит из множества клеток). Ребенок ходит указательным и средним пальцем, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. Упражнение выполняет поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
«Месим тесто»
Взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
«Разложи горох»
На столе две кружки: в одной – сухой горох, другая пустая. Взрослый читает
четверостишия, а ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
«Набери горох»
Перед ребенком блюдце с горохом. Большим и указательным пальцами он берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
«На лыжах»
На столе перед ребенком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребенок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать двумя руками одновременно.
«Орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
«Спрячь платочек»
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.