Получи документы

Рекомендации для родителей «Практические игры и упражнения для детей 2–3 лет с отставанием в развитии»

Редькина Юлия Валентиновна
Рекомендации для родителей «Практические игры и упражнения для детей 2–3 лет с отставанием в развитии»

Рекомендации для родителей

Практические игры и упражнения для детей 2-3 лет с отставанием в развитии.

Подготовил учитель-дефектолог

Редькина Ю. В.

Самые распространенные признаки, указывающие на отставание в развитии ребенка двухлетнего возраста:

1. Малыш неуверенно бегает, неловко совершает движения, не может научиться подпрыгивать. Не умеет пользоваться ложкой, предпочитает есть  руками или сохраняется кормление с непосредственной помощью взрослых.   Ребенок, не умеет пить из чашки и/или через трубочку, не умеет жевать, может отмечаться избирательность в еде, трудности в расширении рациона питания.

Публикация «Рекомендации для родителей „Практические игры и упражнения для детей 2–3 лет с отставанием в развитии“» размещена в разделах

2. В игре ребенка может не появиться подражательная деятельность, его игра, по-прежнему, носит предметно-манипулятивный характер, а именно: ребенок берет игрушку, перекладывает, разбирает, ощупывает, но, при этом, отсутствуют сюжетные игры и не развивается ролевые игры (мишка-водитель никуда не едет, девочка-кукла не идёт в гости, зайчики или строители не перевозятся грузы и т. д. – простой ролевой сюжет отсутствует)

3. Ребенок не слушает сказки, не рассматривает картинки, перелистывает и быстро закрывает книгу не желая слушать или немного задержать внимание на сюжетных картинках.

4. Ребенок не прислушивается к речевым заданиям, инструкциям, не воспринимает их, избирательно или фрагментарно выполняет задания, реагирует нежеланием на выполнение инструкции по образцу, затруднён переход от одного плана игрового действия к другому (застреваемость) или наоборот, слишком быстрая переключаемость  (не удерживает внимание на одной игре в течение 10-15 мин.)

 5. Словарный запас ребенка не пополняется, не расширяется, могут появиться вокализации или утрачиваются ранее произносимые слова (речевой регресс).

6. При обращении со взрослым, ребенок берет его за руку и ведет, действует его руками в игре, рисовании, не устанавливает устойчивый зрительный контакт, предпочитая свою собственную игру (больше находится в своём игровом мире и редко нуждается в общении).

7. У малыша не сформирован указательный жест, в речи появились эхолалии (повторение слов или фрагментов слов, часто вкрапляются фразы из мультфильмов и стойко закрепляются в речи ребенка).

 8. Ребенок быстро и чувствительно реагирует, иногда пугается на слабые раздражители, закрывает ушки руками на голоса других детей в детском саду, звук телефона, пылесоса, стиральной машинки. При нахождении в людных местах или после поездки в гости быстро истощается и выдает реакции агрессии, навязчивые движения, долго не может уснуть, спит беспокойно.

9. Малышу не интересно рисовать, лепить, вместо освоения новых навыков, подражания – берет в рот игрушки, разбрасывает вместо складывания или построения, кидает, разбивает (действия больше разрушительно-импульсивные, чем конструктивно-созидательные).

10. На детской площадке малыш избегает контакта с другими детьми/ взрослыми, резко негативно реагирует если кто-то из детей подходит, пытается взаимодействовать.

Без своевременной коррекции это может привезти к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР (задержка психического развития) часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Организация занятий дома

В период от двух до трёх лет основной формой мышления является наглядно-действенная форма, поэтому занятия с ребёнком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками.

Так как до трёх лет у ребёнка развивается наглядно-действенное мышление. Малышу важно видеть и делать, поэтому он всё тянет в рот, хватает, рвёт и бросает. Таким образом кроха узнаёт о свойствах предметов: бумага — рвётся, подушка — мягкая, вода — холодная. Чем больше таких экспериментов (безусловно, под присмотром родителей, обеспечивающих безопасность действий малыша) будет у ребёнка, тем лучше он поймёт мир.

Для малышей третьего года жизни важен положительный эмоциональный настрой. Помните: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком. Кроме того, в этом возрасте появляются элементы произвольного поведения, самосознания, чувства гордости и стыда, а значит, вы можете воздействовать на продуктивность работы ребёнка, поощряя его словесно или призами за хорошую работу. Не следует ругать ребёнка за нежелание работать заниматься или неправильное выполнение того или иного задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.

Время одного занятия не должно превышать 15 минут, но в день можно организовывать два-три занятия, одно из которых целесообразно посвятить развитию моторики. Игры лучше проводить в одно и то же время, малыш должен быть сытым, бодрым и в хорошем настроении.

Как организовать развивающее пространство дома.

Суть создания развивающего пространства в том, чтобы научиться лучше понимать потребности своего ребёнка и дать ему как можно больше возможностей эти потребности реализовать.

Чтобы понять потребности, интересы своего ребенка, нужно за ним понаблюдать (как он играет, с какими игрушками, есть ли у ребенка целенаправленная деятельность или сюжетная игра? Или у ребенка только манипуляция с игрушками).

Как правило, у ребенка очень много игрушек, которые не предоставляют для него никакого интереса и от них только бардак, потому что малыш их разбрасывает или вываливает из коробки. Необходимо перебрать все игрушки, отсортировать их и убрать. Нужно оставлять на полках буквально четыре-пять игрушек и пару наборов для творчества. Менять их нужно, как только заметите угасание интереса к ним.

Что важно развивать в первую очередь в этом возрасте?

Большое внимание в этом возрасте следует уделить навыкам самообслуживания

Формировать умение самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки, мыть руки, приучать к горшку.

И что еще важнее, вовлекать ребенка в повседневные дела, уборка (протирать пыль, пылесосить, подметать) поливать цветы, развешивать одежду после стирки, или снимать сухое бельё и сортировать носки, трусы, футболки. Можно учиться сервировке стола, разложить ложки, вилки для всех членов семьи для ужина.

Развитие общей моторики или физическое развитие

Ходьба: с переходом на бег, обходя препятствия, приставным шагом вперёд, в стороны.  Бег между двумя линиями.

Кружение на месте в медленном темпе, не балансируя руками (с предметом в руках).

Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперёд, перепрыгивание через одну, две линии, прыжки вверх.

Игры с мячом: катание мяча друг другу, бросание мяча друг другу, ловля мяча с расстояния до 1 м.

Дома можно организовать «Полосу препятствий», используя подушки, веревки, или пояса (ремни) коробки или ведро для игр на метание. Придумать сюжет Путешествие в лесу перешагиваем через ручей, идем по кочкам –подушкам по болоту, подлезаем, проползаем под столом…. Затем нужно попасть в цель н-р носками (шишками) в коробку и найти клад киндер сюрприз или шоколадные грибочки…

Игры и упражнения на сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Дети раннего возраста, которые не отзываются на имя, у которых нет интереса к человеку, к игре с ним, нет понимания обращенной речи, зрительного контакта, коммуникативных жестов, познавательной активности, нуждаются в интенсивной педагогической поддержке со стороны родителей. Родители не знают, как организовать развивающую среду для такого ребенка, как привлечь внимание к себе, как заинтересовать игрушками.

С такими детьми работа должна быть направлена, в первую очередь, на развитие его сенсорных процессов, так как именно сенсорное развитие является базой для формирования других более сложных для ребенка навыков, например, зрительного контакта, указательного жеста, игровых навыков.

Простые занятия с ребёнком

Вам не нужно ничего особенного для занятий с вашим малышом. Вы можете сделать их сами из подручных материалов.

Все материалы для детей 2-3 лет в первую очередь должны быть безопасными. Никаких острых краёв, очень мелкие предметы использовать не нужно. Вот что вам может пригодиться:

• макароны разной формы, крупные зерна фасоли;

• пуговицы (вы даже не представляете, какие интересные материалы для развития сенсорики можно сделать с обычными пуговицами);

• разноцветные прищепки;

• бумага и фломастеры (чтобы рисовать заготовки).

На плотной бумаге нарисуйте (или отпечатайте на принтере) солнышки, грибочки, цветы, ёжика. Подготовьте пластиковые контейнеры, чтобы работать с пуговицами, макаронами, фасолью. Для детей 2-3 лет всё должно быть ярким, привлекательным.

Сортируем по контейнерам

В большой контейнер насыпьте пуговицы или макароны разной формы. Поставьте перед малышами еще 2-3 контейнера поменьше. Дайте задания:

• отсортировать синие пуговички в один контейнер, зелёные — в другой, в третий — красные и т. д. ;

• рассортировать по форме сначала берем 2 формы (круг и квадрат) они уже хорошо знакомы ребенку мяч и кубик;

• разложить по размеру большой - маленький. Легко и просто можно обучить ребенка понятиям большой и маленький на вкусных предметах, которые любит ваш малыш, например киндер шоколад. Какой ты хочешь кусок большой или маленький?

Тренировки на одежде для малышей

Тут главное — научить кроху застёгивать и расстёгивать пуговички, молнии, завязывать шнурки, повязки. Это хорошее упражнение, которое принесёт крохе пользу. Собираясь на прогулку, предложите ему самому завязать шнурки на ботиночках, застегнуть кнопки или липучки на одежде.

Дорисуй картинки с помощью прищепок

Вот здесь вам понадобятся заготовки. Предложите:

• сделать ёжику «иголки» из прищепок;

• добавить солнышку «лучики»;

• прикрепить к цветочку «лепестки».

Вы можете сначала предложить отсортировать прищепки по цвету. Например, жёлтые для солнышка, красные для лепестков. Кстати, не забывайте давать крохе время для свободного творчества. Отдельное задание на фантазию: сделать разноцветный цветочек из прищепок.

Эти же заготовки можно дополнять пуговицами, выкладывая их по типу мозаики. Тут у вас огромный простор для воображения. Можно распечатать более сложные картинки, чтобы их было интереснее дополнять.

Игры с различными материалами:

Водой, песком, с пеной в ванне, с воздушным шаром, природным материалом, музыкальными инструментами, шумовое лото.

Волшебный мешочек.

Развитие мелкой моторики

«Нанизывание бусинок». Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскальзывали. Научите ребёнка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета для соответствующего платья, кофточки, бантика    и т. д.

«Нанизывание бус разной величины». Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска. Предложите ребёнку поочерёдно нанизывать бусинки на леску: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребёнку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: «Сначала большая, потом мален6ькая, снова большая и маленькая».

«Нанизывание бус разной формы». Бусы разной формы (круглые, овальные, кубические и т. д., но одинаковые по цвету и размеру нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Фиксируйте внимание ребёнка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

«Нанизывание бус разного цвета». Сначала предложите ребёнку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов. Предложите ребёнку поочерёдно нанизывать бусинки (красный, зелёный, кранный, зелёный и т. д.). Далее предложите бусы других цветовых сочетаний.

Игры с пинцетом и щипцами, кинетический песок, Бизиборд,

Пластилин, рисование карандашами и красками.

Обучение рисованию лучше обучать с пальчиковой живописи, можно купить специальные краски для пальчиковой живописи, но подойдут и гуашевые краски.

Лепка отлично для малышей подойдет тесто или пластилин Pla

y-do лепить из разных формочек. Делать пластилиновые заплатки. Учить катать шарик, колбаску. Отщипывать от колбаски кусочки, размазывать их.

Игры и упражнения на развитие Познавательной сферы

У 2 ух летних малышей  мышление  носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка - изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.  

То есть познание окружающего мира происходит в процессе манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально "думает руками").

Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня.  Вместе с ребенком занимайтесь стиркой. Ребенок может отделять цветное белье от белого и складывать в кучи носки, рубашки и брюки. Он может помогать накрывать на стол и раскладывать вилки, тарелки и ложки. Во время уборки в доме попросите ребенка убрать все машинки в один шкаф, а книги в другой.

Помогайте ребенку понять чувство времени.  Используйте песочные часы, чтобы помочь ребенку связать понятие времени с ощущением времени (чтобы ему было легче понять, что означает временной промежуток в пять или десять минут). Это также даст ему некоторое чувство контроля над пониманием того, когда должны произойти изменения. (Он может наблюдать за песочными часами и знать, что, когда песок на исходе, он должен закончить игру и идти есть.)

Игры для развития речи

Разговаривайте с ребенком

Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Развитие дыхания

Отработка правильного дыхания проводится лежа на спине на ровной поверхности, в состоянии покоя. Предложите ребёнку поиграть в игру «Шарик в животике». Положите его руку сначала себе на диафрагму и продемонстрируйте, как она движется при дыхании. Затем одна рука ребёнка укладывается на его грудь, другая – на верхнюю часть живота, а ваши руки – сверху. Дыхание выполняем на счёт (начиная с 3 сек) под команды: шарик надулся: вдох носом, живот надувается, грудь расширяется; задержка дыхания; шарик сдулся выдох ртом, живот втягивается, грудь опускается; задержка дыхания. Ваши руки нужны для контроля, и чтобы помочь ребёнку при выдохе слегка прижать живот, затем грудную клетку; при вдохе поочерёдно ослабить нажим.

После того, как ребёнок освоит навык правильного дыхания, необходимо совместить его с движением. Для этого можно использовать общеразвивающие упражнения: вдох – подняли руки вверх, задержали дыхание, выдох – подняли руки вверх, задержали дыхание.

Развитие слухового внимания.

 «Узнай шум» выложите перед ребёнком три-пять бытовых предметов (например, бумага, стаканы, чайные ложки, деревянные ложки, кубики Лего и т. д.). Продемонстрируйте, как они звучат, вначале постукивая друг о друга предметами из однородного материала, затем из разных материалов. Предложите малышу закрыть глаза и угадать, что звучало.  

«Звуки природы». Приобретите записи звуков природы, в том числе голосов животных. Вначале лучше, чтобы они сопровождались видеорядом. Прослушайте вместе с ребёнком, проговорите с ним, что как звучит. Затем попросите его угадать звуки.

Определение на слух направления звука: игры «Жмурки с погремушкой», «Прятки со звучащей игрушкой» и т. д.

Развитие громкости и высоты голоса, интонированности речи

Попросите ребёнка вначале повторить за вами, а затем самостоятельно произнести отдельные звуки, слоги, слова: тихо – громко, высоко – низко (как говорят, например, маленькая собачка и большой пёс, ласково – сердито. Если вы обнаружили, что малыш не справляется с поставленной задачей, сначала начните работу с различения громкости, высоты и только затем интонированности звуков, проговариваемых вами. Только когда вы убедитесь, что ребёнок хорошо различает их, можно приступить к развитию этих навыков в его речи.

Громкость голоса.  Объясните ребёнку, что в зависимости от удаления объекта его голос слышится тише или громче; подберите картинки с изображением животных, насекомых, детей; предложите послушать голоса и угадать, близко или далеко они находятся. Предложите малышу самому произнести тихо и громко слоги, слова.   Совмести громкость голоса с движениями руки: тихо – рука внизу, громко – вверху. Потренируйте ребёнка произносить гласные (а, о, у и т. д.) под движение вашей руки, постепенно повышая и понижая громкость голоса по мере её поднятия или опускания.

Высота голоса.  Подражание голосам животных (взрослых и детёнышей). Повышение и понижение голоса в соответствии с движением руки.  «Лесенка». Покажите ребёнку картинку, на которой нарисована лесенка. Объясните: чем выше мы будем подниматься, тем тоньше должен быть голос. Выберите слово или слог, которые будете поочерёдно произносить с ребёнком (можно взять картинку с изображением животного или человека, и начинайте подъём.

Интонированность голоса.  «Злюка». Подберите разнообразные картинки (мебель, посуда, одежда и т. д., объясните малышу, что по речи можно определить настроение человека. Продемонстрируйте, как сердито называть предметы на картинках, попросите его повторить.

Проведите аналогичную работу, произнося слова то ласково, то удивлённо, то радостно.

Чувство ритма.

Логоритмика это методика коррекционно-развивающего воздействия на человека, основанная на ритмизации всех процессов через музыку, движение, речь.

Хорошо помогают занятия логоритмикой (Е. Железнова)

Игра «Один – много». Вначале объясните и покажите малышу, что можно ударить по столу один раз, а можно много (два или три). Затем предложите на слух определить, сколько раз вы ударили (руки закрыты экраном) – один или много раз. Предложите ребёнку самому, реагируя на ваши команды, постучать.  «Движения под музыку»: выполнять движения в зависимости от музыки (музыка есть – танцуем, нет – стоим; медленная – кружимся, быстрая – прыгаем).

Работа над слоговой структурой слов

Проводя занятия по этому разделу, помните: речевой материал должен быть знаком и понятен ребёнку, а также сопровождаться наглядными пособиями. Неважно, как малыш произносит звуки. Важно, соблюдает ли он слоговую структуру слов, повторяемых за вами, и правильно ли ставит ударения. Обязательно соблюдайте этапы работы:

• слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя, няня, Тата, ляля и т. д. ;

• имена, состоящие из двух слогов, с ударением на первом: Ната, Нина, Катя, Тёма, Коля, Толя, Митя, Витя, Галя, Валя, Оля и т. д. ;

• односложные слова: дом, сок, мяч, нос, лоб, суп, кот, пол и т. д.  (необходимо следить за тем, чтобы малыш не «проглатывал» последний звук в слове);

• двусложные слова с ударением на первом слоге: утя, уши, осы, киса, каша, ноги и т. д. ;

• двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, вода, коза, лиса и т. д. ;

• трёхсложные слова с ударением на втором, первом, третьем слогах: собака, машина, корова, лопата; кубики, волосы, улица, лошади; самолёт, молоко, голова, магазин.

Рекомендуется использовать следующие приём: повторение слов, называние слов по картинке, проговаривание слов с отбыванием ритма.

Очень эффективен в начале работы приём «наращивания» слов. Объясните ребёнку, что вы будете начинать слово, а он должен закончить, а затем правильно повторить всё слово целиком (хорошо, если во время игры на столе будут лежать картинки или предметы, — они послужат ребёнку опорой). Кроме того, он сможет правильно соотнести проговариваемое слово с соответствующим ему зрительным образом:

• договариваем слог ля: ля-ля, Ва-ля, Га-ля, Ко-ля, То-ля;

• договариваем слог сы: ли-сы, но-сы, ко-сы, о-сы, у-сы;

• договариваем слог ка: ру-ка, зай-ка, ут-ка, лож-ка.

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи.

Важно учитывать, что слово закрепляется вначале в пассивном словаре ребёнка (понимание) и лишь затем – в активном. Поэтому вам потребуется терпение и многократное проговаривание слов.

Развитие предметной лексики ребёнка в возрасте от двух до трёх лет происходит в основном за счёт знакомства с предметами ближайшего окружения. Это всё, чем пользуется ребёнок во время игр и еды, его одежда, обувь, посуда, мебель, природное окружение (растения, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, рыбы, явления общественной жизни: транспорт, сооружения в доме и во дворе (лестница, горка, песочница, скамейка).

Для занятий необходимо подобрать наглядный материал: каждое новое слово должно сопровождаться показом картинки или предмета, а лучше и того и другого. При знакомстве с новым предметом нужно при возможности дать его потрогать, понюхать, попробовать на вкус, объяснить его назначение, отнести его к той или иной группе («Вот мяч, ты им играешь, мяч – игрушка.   Давай его потрогаем! Видишь, он круглый, мягкий, большой, резиновый. Лови мяч, а теперь кати его мне. Давай скажем: «Мяч». Где мяч? Тут мяч. Что это? Это мяч. Попроси у меня мяч. Скажи: «Дай мяч». А вот маленький мяч. Покажи: где большой мяч? Где маленький мяч? Посмотри, он тоже круглый, мягкий. Смотри, тут лежит один мяч, а там их много. Давай скажем: «Там мячи»»). Итак, взрослый даёт описание предмета, показывает различные способы обращения с ним, относит его к определённой группе (игрушки, показывает образец изменения слова во множественном числе и, наконец, стимулирует ребёнка к произнесению не только слова, но и элементарных двухсловных фраз.   

Необходимо учить ребёнка произносить название предмета, относить его к определённой группе предметов, называть цвет, форму, величину, материал, из которого он изготовлен, подбирать предметы по тождеству (найди такой же, сравнивать, изменять сущ. по числам. Понятно, что всё вышеперечисленное вначале проговаривается взрослым и лишь потом закрепляется в речи ребенка путём многократных повторений, ответов на вопросы.

Глагольный словарь на этом этапе развития ребёнка должен пополняться словами, обозначающими бытовые и трудовые действия ребёнка: стирать, гладить, одевать (надевать) – снимать, открывать – закрывать, лечить и т. д.

На начальном этапе надо научить ребёнка произносить глаголы в повелительном наклонении, а также объединять слова во фразы: обращение + глагол. Лучше всего такая фраза усваивается при употреблении имён близких малышу людей («Мама, спи», «Папа, пей», «Баба, лежи», «Деда, сиди», «Дядя, мой», «Витя, неси», «Тата, беги»).

Эффективными приёмами в работе над глагольным словарём и формированием элементарной фразы могут быть игры с игрушками («Где зайка? Тут зайка (там, вон). Кто это? Это зайка. Давай покормим зайку – ешь, зайка»).

Нужно обязательно научить ребёнка различать названия действий, противоположных по значению: открой – закрой, отнеси – принеси, застегни – расстегни, выйди – войди.  Вначале этот материал отрабатывается на реальных действиях в игре, затем по картинкам.

После закрепления умения выстраивать элементарные фразы с глаголом в повелительном наклонении можно переходить к работе над фразой с глаголом в прошедшем времени. Вначале ребёнок может не говорить: «Я ел», а называть себя по имени: «Вова ел (Валя ела)». Ребёнок может путать род глагола. Не огорчайтесь: это вполне закономерный этап в речевом развитии ребёнка. Со временем такие явления исчезнут. Однако необходимо поправлять ребёнка, давать ему правильные образцы речи. После того как он освоит и такую фразу, проработайте с ним фразы типа «Мама пила», «Папа спал», «Миша бегал», «Зайка ел». Занятия обязательно должны строиться на наглядном материале (фотографиях, картинках, показе действий).

На следующем этапе ребёнка необходимо научить правильно строить предложения, согласуя Им. п. сущ. и глагол 3-го лица настоящего времени («Деда сидит», «Папа читает», «Мама варит»).  Рекомендуем сначала повторить глаголы в повелительном наклонении (сядь, читай, затем, с опорой на вопрос «Что делает?», учить ребёнка как бы «наращивать» звук т (сиди – сидит, лежи – лежит).

Для закрепления материала можно использовать игру «Путаница»: взрослый показывает ребёнку картинку (например, «Собака пьёт», намеренно неправильно говорит: «Собака летит» — и просит исправить ошибку.

Следующая часть работы заключается в том, чтобы научить ребёнка пользоваться глаголами 3-го лица мн. ч. настоящего времени (идут, бегут, а также отличать их от глаголов 3-го лица ед. ч. настоящего времени (идёт – идут, пьёт – пьют). Делать это лучше всего с помощью картинок.

И, наконец, необходимо научить малыша употреблять возвратную форму глагола 3-го лица ед. ч. («Мама одевается», «Папа моется», «Вова катается»).

Подведём итоги. Основная цель работы – научить ребёнка правильн6о строить простое двусоставное предложение и расширить затем его объём до 3-5 слов.

Словарь прилагательных и наречий.

Параллельно с обогащением предметного, глагольного словаря и формированием простого двусоставного предложения необходимо расширять словарь прилагательных и наречий. Вначале, как и всегда, мы закрепляем их в пассивном словаре ребёнка, показывая и называя основные свойства предметов: цвет, величину (большой, маленький, форму, качество (холодный, горячий). Для лучшего усвоения основных цветов рекомендуем использовать ассоциации: жёлтый, как солнышко; зелёный, как травка.

Наречия лучше всего отрабатывать парами: близко – далеко, тихо – громко, холодно – жарко, темно – светло.   Необходимо объяснит значение каждого слова на реальных предметах (дать потрогать, попробовать на вкус: кислый – сладкий, сравнить.   Только после этого можно переходить к работе с картинками.

Таким образом, к концу третьего года жизни ваш труд, упорство и терпение должны научить ребёнка правильно отвечать на вопросы, делиться впечатлениями, сопровождать речью игру и другие действия. Не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться или если вы не будете укладываться в намеченные сроки. Каждый ребёнок – индивидуальность.   Не всегда можно и нужно, загонять его в определённые временные рамки. В любом случае ваши занятия с малышом непременно принесут свои плоды – раньше или позже, но принесут. Главное не опускать руки и с огромной любовью. Заботой и уважением относиться к маленькому человеку.

Публикации по теме:

«Уроки осторожности летом». Практические рекомендации для родителей Лето - это самое замечательное время года! Чтобы оно прошло для ребенка с пользой, необходимо организовывать ему активный досуг. Тем более,.

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей «Практические игры и упражнения для детей 2–3 лет с отставанием в развитии»
Опубликовано: 7 июня 2024 в 10:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей «Практические игры и упражнения для детей 2–3 лет с отставанием в развитии»» (включая файлы) размещена пользователем Редькина Юлия Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День скакалки. Передвижка «Летние игры на прогулке»

Летом идеальные условия, чтобы дети гуляли, резвились, набирались сил и здоровья, играя в полезные игры. Таких игр на свежем воздухе существует великое множество.

3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД