МААМ-картинки

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Морозова Регина
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый родитель мечтает, чтобы их дети достигли значительных успехов в жизни, развились как личности, и стали уверенными в себе. Однако недостаточное внимание к развитию речи может негативно сказаться на развитии ребенка, затрудняя формирование познавательных процессов и способствуя появлению негативных черт характера. Это также может привести к сложностям в адаптации к школьной жизни. Важно, чтобы родители осознавали важность связи с детьми и умели эффективно общаться с ними, чтобы помочь им в полноценном развитии.

Важность общения с ребенком как с логопедической, так и с психологической точек зрения не может быть недооценена. Уже находясь в утробе, ребенок слышит и начинает различать голос матери. Поэтому я хочу предложить рекомендации по развитию речи детей родителям, в первую очередь мамам, поскольку на них часто ложится основная ответственность за воспитание.

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Часто по тому, как ребенок говорит, можно судить о его общем уровне развития. Для полноценного развития речи малыша необходимы определенные условия и внимание со стороны родителей.

Развитие речи обусловлено не только биологическими факторами, такими как нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы, но и социальными аспектами. Речь играет важную роль в общении и взаимодействии с окружающими людьми, поэтому ее развитие зависит от жизненной практики и опыта общения, которые получает ребенок.

Для развития ребенка важно создавать в семье условия, которые позволят ему наслаждаться общением с взрослыми, получать новые знания, расширять свой словарный запас, улучшать навыки построения предложений, четко произносить звуки и увлекательно рассказывать. Беседы на различные бытовые темы, близкие и понятные для малыша, помогут расширить его представления об окружающих объектах и явлениях. Родители, таким образом, не только будут расширять кругозор ребенка, но и содействовать его умению говорить грамотно.

Развитие словарного запаса дошкольника происходит по мере расширения его понимания окружающего мира. Важно, чтобы ребенку предоставлялись разнообразные возможности для развития речи. Чтение книг, общение на прогулках, на даче, обучение наблюдательности и любопытства, называние новых предметов и действий с ними, такие методы помогают пополнять словарный запас. В пять лет ребенок должен обладать широким кругом знаний о мире, которые отражены в его активном и пассивном словаре. Таким образом, необходимо создавать для ребенка стимулирующую среду, способствующую развитию его языковых навыков.

Одним из важнейших способов расширения словарного запаса у ребенка является обогащение его жизненного опыта, расширение представлений о мире, природе, обществе и взаимоотношениях между людьми.

К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени; знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъявляются по порядку их следования в ряду; январь, февраль, март и так далее. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко проводить в различных словесных играх, не требующих

специального оборудования и подготовки. Во время прогулки, поездки, в

любое свободное время предложите поиграть в игру типа «Называй по очереди», а темами будут являться данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок — второй месяц, вы — третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по временам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок — все весенние и так далее. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне.

Внимательно слушайте ребёнка, разговаривайте с ним, не перебивая и не

подгоняя. Комментируйте словами все свои действия и действия ребёнка.

всё, что происходит вокруг. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов и

внимательно выслушивайте его ответы, даже если они выражены не словами.

Разговаривайте с ребёнком спокойно, не растягивая специально слова и не

замедляя речь. Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы, именно они формируют познавательный интерес ребёнка.

Поддерживайте любопытство и детское воображение.

Читайте короткие сказки или простые истории, рассматривая иллюстрации.

Обсуждайте прочитанные тексты.

Поощряйте общение и игры с другими детьми.

Привлекайте ребёнка к прослушиванию аудиокассет записью любимых

песен, музыки, сказок.

Предлагайте задания для развития мелкой моторики ребёнка,

стимулирующей речевое развитие.

И помните, что главными условиями успешной работы с ребёнком являются

наличие психологического комфорта и ощущение ребёнком каждодневного

успеха и победы над самим собой.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к

этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари

утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать вот что необходимо ребёнку.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок

обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с реб нком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен

чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры:

1.«Четв ртый лишний».

Реб нок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай». Считаем вс, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два

яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять

красных яблок и т. д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а реб нок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех-, лето-, день-, холод- ,север- … и т. п.

Глаголы: приш л-, нырнул- …

Прилагательные: широкий-, маленький-, богатый-… и т. п.

Наречия: далеко-, высоко- …

4. «Подбери слово».

Реб нку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а

потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со

звука А» (апельсин, абрикос, ананас)

5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно

чаще.

Например: «Круглый бок, ж лтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, раст т на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: Кого в лесу больше: лок или деревьев?

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте

сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации

Для того чтобы речь реб нка развивалась правильно, родителям необходимо

соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте

реб нка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны

соответствовать его возрасту.

• В общении с реб нком следите за своей речью. Говорите с реб нком не торопясь,

звуки и слова произносите ч тко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.

Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также

уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи реб нка. Стремясь указать неточности и

ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем

случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите,

как надо произнести слово.

• Если реб нок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:

говорить надо внятно, ч тко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы реб нка. И не забудьте проверить: понятен ли ему

ваш ответ?

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Дидактическая игра по речевому развитию «Сказочный сундук» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по речевому развитию «Сказочный сундук» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра по развитию речи «Сказочный сундук» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Цель и задачи игры: развитие навыков.

Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Сундучок-речевичок»Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Сундучок-речевичок» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2025 в 12:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Морозова Регина (УИ 3517854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД