Татьяна Земскова
Рекомендации для родителей по развитию речевого творчества дошкольников
Речевое творчество – самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет сочинять – и нужно лелеять эту способность его души.
А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку».
Темы игр- бесед, например:
1. «Сочини сказку»;
2. «Сказочные истории»;
3. «Сочини загадку»;
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию речевого творчества дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. «Словесные зарисовки»;
5. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий, как по речевому творчеству, так и изобразительному. Для того, что бы углублять представления детей, создавать у них интерес к теме предстоящей деятельности наблюдения жизни дополняются художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества.
Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории. Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства. Дети никогда не рисуют молча, рисунки они дополнят рассказом. Поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность. Такое сочетание увеличивает возможности творческой деятельности ребенка.
Для педагога появляются такие нетрадиционные формы работы с детьми, как книгоиздательство и журналистика и новая тема в работе с семьей, так как можно предложить родителям сделать книжку – самоделку дома. Предметом создания этих книг могут стать различные домашние события, и в её изготовлении могут принять участие все родственники, а ценителями домашнего шедевра близкие родственники и дети в группе.
Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение, восприятие, речь) целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения, например:
• Игра «На что это похоже» это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже;
• Игра «Превращалки» (обруч можно превратить в солнышко, солнышко в цветок);
• Игра «Раз, два, три – рифму подбери»;
• «Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей);
• Игра «Доскажи словечко».
Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.
Например, используются игры и упражнения:
• «Придумай слово на заданный звук»;
• «Сколько частей в слове?»;
• «Волшебник – Ударение»;
• Составление рассказов по серии сюжетных картинок;
• Подбор эпитетов к героям сказок;
• Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе»);
• Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому);
• Подбор паронимов. (Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук»);
• Составление творческих рассказов.
Необходимо создание психологического комфорта. Этому способствует:
• Арт - терапия – лечение искусством, творчеством, отвлекает от неприятных эмоций;
• Музыкальная терапия - регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментов. Положительное влияние на развитие творчества оказывает музыка В. А. Моцарта;
• Сказкотерапия - разбор сказки и проигрывание сказочных сюжетов.
Отношение детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважении. Взрослым необходимо так организовать деятельность по развитию речевого творчества, чтобы она носила игровой занимательный характер.