Наталья Нечитайлова
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие: 1)пальчиковая гимнастика;2)отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;3)упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Графические упражнения.
Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.
Для развития точности и плавности движений, нужных для письма, используют следующие упражнения: а) раскрашивание картинок, б) точное обведение контуров предметов, в) рисование предметов по точкам, г)соединение данных точек линиями разного направления, д) штрихование, е) дорисовывание деталей.
Можно предложить детям следующие графические упражнения:
«Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие и прямые, затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).
«Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т. д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.
«Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки.
«Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т. д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
«Нарисуй такую же картинку» и «Дорисуй картинку»
Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.
«Продолжи узор по клеточкам»
Ребенок должен продолжить узор по образцу.
«Графический диктант».
Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т. д.
Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук: «погладим котенка», «веселые маляры» (синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого взмаха, затем влево-вправо); «ладонь-ребро-кулак»(чередование движений); «азбука Морзе» и др.
В следующих упражнениях нужно соотносить слова с действиями пальцев (поочередно то сгибая, то разгибая по одному) Все пальцы согнуты, кроме большого, к нему обращено стихотворение:
«Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, - (указательный палец разгибается)
С этим братцем – щи варил (средний палец)
С этим братцем – кашу ел, (безымянный.)
С этим братцем - песни пел! (мизинец.)
Этот пальчик хочет спать, (загнуть мизинец)
Этот пальчик – прыг в кровать! (безымянный.)
Этот пальчик прикорнул. (средний.)
Этот пальчик уж уснул. (указательный.)
Тише, пальчик, не шуми, (обращение к большому пальцу)
Братиков не разбуди, (согнуть большой палец)
Этот пальчик долго спал, а потом будить всех стал.
Встали пальчики. Ура! (разогнуть все пальцы)
В школу им иди пора.
«Стучит, бренчит».
Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов
Совершенствованию моторики содействуют специальные упражнения с предметами (геометрическое лото, мозаика, складывание пазлов, выкладывание фигур и орнаментов из цветных палочек и д. р.) Дети любят такое упражнение, как шитьё по проколам, сделанным по контуру рисунка.
Рекомендуются следующие упражнения:
- работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т. п.)
- «упражнения с гранеными карандашами, ручками» :
а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами;
б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев)
в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;
г) удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и
безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот;
Упражнения с резинками:
а/ между указательным и средним пальцами сильно натянуть тонкую круглую резинку (перебирать эту резинку, как струны гитары каждым пальцем руки, как левой, так и правой);
б/ можно сделать геометрические фигуры, растянув резинку
на кончиках пальцев ( треугольник: большой, средний и мизинец; квадрат: большой палец, указательный, безымянный и мизинец, соблюдая размер; прямоугольник, ромб);
в/ скрестить резинки на пальцах, растянув резинки как можно сильнее (развивать силу кончиков пальцев)
Аналогичные упражнения со спичками:
а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;
б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;
в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;
г) «змейка» - удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;
д) «веер»- удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и
в правой руках одновременно);
-«большая стройка» - с использованием спичек и пластилиновых шариков. Из этого строительного материала можно соорудить много сложнейших построек.
Игры с кружками:
(Поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок)
Раз - кружок, два – кружок,
Раз – шажок, два – шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
Раз, два, три, четыре, пять – ходят пальчики опять. От мизинца – до большого, а потом – к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять – пальцы будут отдыхать!
Игры с шариками:
- попасть шариком в цель;
- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик согнутым пальцем;
-«футбол» : левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Игры с кольцами:
- Три разноцветных кольца уложены на плоскости вертикально, сопровождать упражнение такими словами: «Красное кольцо – в середине, зеленое – сверху, синее – снизу.
- Три кольца уложены горизонтально. Жёлтое кольцо – справа, оранжевое - слева, коричневое – в середине;
- Пять небольших колечек надеть по одному на каждый палец левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, ребенок называет пальцы:
большой, указательный и т. д. Снимая с пальцев кольца, укладывает их в горизонтальный ряд, проговаривая: первое кольцо, второе, третье и т. д.
- Поместив на небольшом расстоянии друг от друга 5 колец, ребенок должен последовательно пальчиками «прошагать» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).
Игры с пуговицами:
Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.
- Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.
Желаю Вам успехов!
Учитель-логопед Наталья Аркадьевна