Приложение МААМ

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей

Наталья Нечитайлова
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Темочки:

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие: 1)пальчиковая гимнастика;2)отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;3)упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Графические упражнения.

Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.

Для развития точности и плавности движений, нужных для письма, используют следующие упражнения: а) раскрашивание картинок, б) точное обведение контуров предметов, в) рисование предметов по точкам, г)соединение данных точек линиями разного направления, д) штрихование, е) дорисовывание деталей.

Можно предложить детям следующие графические упражнения:

«Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие и прямые, затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).

«Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т. д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

«Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки.

«Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т. д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

«Нарисуй такую же картинку» и «Дорисуй картинку»

Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.

«Продолжи узор по клеточкам»

Ребенок должен продолжить узор по образцу.

«Графический диктант».

Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т. д.

Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук: «погладим котенка», «веселые маляры» (синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого взмаха, затем влево-вправо); «ладонь-ребро-кулак»(чередование движений); «азбука Морзе» и др.

В следующих упражнениях нужно соотносить слова с действиями пальцев (поочередно то сгибая, то разгибая по одному) Все пальцы согнуты, кроме большого, к нему обращено стихотворение:

«Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, - (указательный палец разгибается)

С этим братцем – щи варил (средний палец)

С этим братцем – кашу ел, (безымянный.)

С этим братцем - песни пел! (мизинец.)

Этот пальчик хочет спать, (загнуть мизинец)

Этот пальчик – прыг в кровать! (безымянный.)

Этот пальчик прикорнул. (средний.)

Этот пальчик уж уснул. (указательный.)

Тише, пальчик, не шуми, (обращение к большому пальцу)

Братиков не разбуди, (согнуть большой палец)

Этот пальчик долго спал, а потом будить всех стал.

Встали пальчики. Ура! (разогнуть все пальцы)

В школу им иди пора.

«Стучит, бренчит».

Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов

Совершенствованию моторики содействуют специальные упражнения с предметами (геометрическое лото, мозаика, складывание пазлов, выкладывание фигур и орнаментов из цветных палочек и д. р.) Дети любят такое упражнение, как шитьё по проколам, сделанным по контуру рисунка.

Рекомендуются следующие упражнения:

- работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т. п.)

- «упражнения с гранеными карандашами, ручками» :

а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами;

б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев)

в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;

г) удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и

безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот;

Упражнения с резинками:

а/ между указательным и средним пальцами сильно натянуть тонкую круглую резинку (перебирать эту резинку, как струны гитары каждым пальцем руки, как левой, так и правой);

б/ можно сделать геометрические фигуры, растянув резинку

на кончиках пальцев ( треугольник: большой, средний и мизинец; квадрат: большой палец, указательный, безымянный и мизинец, соблюдая размер; прямоугольник, ромб);

в/ скрестить резинки на пальцах, растянув резинки как можно сильнее (развивать силу кончиков пальцев)

Аналогичные упражнения со спичками:

а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;

б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;

в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;

г) «змейка» - удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;

д) «веер»- удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и

в правой руках одновременно);

-«большая стройка» - с использованием спичек и пластилиновых шариков. Из этого строительного материала можно соорудить много сложнейших построек.

Игры с кружками:

(Поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок)

Раз - кружок, два – кружок,

Раз – шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

Раз, два, три, четыре, пять – ходят пальчики опять. От мизинца – до большого, а потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять – пальцы будут отдыхать!

Игры с шариками:

- попасть шариком в цель;

- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;

- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик согнутым пальцем;

-«футбол» : левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с кольцами:

- Три разноцветных кольца уложены на плоскости вертикально, сопровождать упражнение такими словами: «Красное кольцо – в середине, зеленое – сверху, синее – снизу.

- Три кольца уложены горизонтально. Жёлтое кольцо – справа, оранжевое - слева, коричневое – в середине;

- Пять небольших колечек надеть по одному на каждый палец левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, ребенок называет пальцы:

большой, указательный и т. д. Снимая с пальцев кольца, укладывает их в горизонтальный ряд, проговаривая: первое кольцо, второе, третье и т. д.

- Поместив на небольшом расстоянии друг от друга 5 колец, ребенок должен последовательно пальчиками «прошагать» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

Игры с пуговицами:

Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.

- Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.

Желаю Вам успехов!

Учитель-логопед Наталья Аркадьевна

Публикации по теме:

«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет Цель: Знакомство родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Задачи: повысить педагогическую грамотность.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 20:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нечитайлова (УИ 456389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД