Приложение МААМ

Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Елена Приймачук
Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации для родителей по использованию

песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Публикация «Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Поэтому они нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.

ПЕСКОТЕРАПИЯ (ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою

психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Психотерапевтические свойства песка

Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит, чтобы появилось что-то новое. Многократно проживая эту тайну, ребёнок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:

Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.

Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием.

Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

- Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;

- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях, если у ребенка:

- эпилепсия или шизофрения;

- аллергия на пыль и мелкие частицы;

- легочные заболевания.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. А, самое главное, песочная терапия – это экологичный и безопасный метод психологической коррекции. Обладая базовыми знаниями, его могут использовать как специалисты, так и родители.

Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Можно взять любую удобную емкость – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).

Важно, чтобы песок был очищенным и безопасным (такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке).

Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.

Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?

При игре в песок взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:

1. Установить доверительные отношения с ребенком.

2. Включить себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т. д.).

3. Предоставить ребёнку право выбора игрушек для игры в песочнице.

4. Не подавлять инициативу ребенка.

5. Оставлять за ребёнком право на свободную игру с песком (хотя бы в течение 2-3 минут).

6. Не заставлять ребенка играть с песком, так как не всем детям это нравится.

Примерные игры и упражнения с песком:

Для развития восприятия предлагается детям определить на ощупь, сухой песок или мокрый, крупный или мелкий, найти спрятанные в песке игрушки, назвать их. Можно попросить ребёнка прятать игрушки в песке, соблюдая инструкцию (например, камушки спрятать в левой стороне песочницы, а ракушки – в правой, или закопать три камушка, два орешка и пять ракушек).

Развитию тактильных ощущений способствуют такие простые действия, как пересыпание песка, зарывание рук в песок, перетирание песка в ладонях, разглаживание поверхности песка в песочнице, оставление отпечатков рук, предметов на сухом и мокром песке, «шагание» по песку пальчиками, игра пальцами на песке, как на пианино и другие.

После обучения детей манипуляциям с песком переходим к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Для развития эмоционально-волевой сферы, выбираем приемы, ориентируясь на индивидуальные особенности и настроение ребёнка. Ребенок с ОВЗ часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Хорошие результаты даёт использование такого приёма, как рисование и письмо на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке рисуют и пишут с удовольствием.

Можно заняться и постановкой сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Песочница или поднос с песком используется как основа

для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Таким образом, занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. Песочные игры оказывают большой воспитательный и образовательный эффект.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 20:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Елена Приймачук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД