Елена Приймачук
Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по использованию
песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Публикация «Рекомендации для родителей по использованию песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Поэтому они нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.
ПЕСКОТЕРАПИЯ (ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою
психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Психотерапевтические свойства песка
Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит, чтобы появилось что-то новое. Многократно проживая эту тайну, ребёнок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:
Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием.
Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
- Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях, если у ребенка:
- эпилепсия или шизофрения;
- аллергия на пыль и мелкие частицы;
- легочные заболевания.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. А, самое главное, песочная терапия – это экологичный и безопасный метод психологической коррекции. Обладая базовыми знаниями, его могут использовать как специалисты, так и родители.
Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Можно взять любую удобную емкость – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).
Важно, чтобы песок был очищенным и безопасным (такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке).
Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.
Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?
При игре в песок взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:
1. Установить доверительные отношения с ребенком.
2. Включить себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т. д.).
3. Предоставить ребёнку право выбора игрушек для игры в песочнице.
4. Не подавлять инициативу ребенка.
5. Оставлять за ребёнком право на свободную игру с песком (хотя бы в течение 2-3 минут).
6. Не заставлять ребенка играть с песком, так как не всем детям это нравится.
Примерные игры и упражнения с песком:
Для развития восприятия предлагается детям определить на ощупь, сухой песок или мокрый, крупный или мелкий, найти спрятанные в песке игрушки, назвать их. Можно попросить ребёнка прятать игрушки в песке, соблюдая инструкцию (например, камушки спрятать в левой стороне песочницы, а ракушки – в правой, или закопать три камушка, два орешка и пять ракушек).
Развитию тактильных ощущений способствуют такие простые действия, как пересыпание песка, зарывание рук в песок, перетирание песка в ладонях, разглаживание поверхности песка в песочнице, оставление отпечатков рук, предметов на сухом и мокром песке, «шагание» по песку пальчиками, игра пальцами на песке, как на пианино и другие.
После обучения детей манипуляциям с песком переходим к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.
Для развития эмоционально-волевой сферы, выбираем приемы, ориентируясь на индивидуальные особенности и настроение ребёнка. Ребенок с ОВЗ часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Хорошие результаты даёт использование такого приёма, как рисование и письмо на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке рисуют и пишут с удовольствием.
Можно заняться и постановкой сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Песочница или поднос с песком используется как основа
для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.
Таким образом, занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. Песочные игры оказывают большой воспитательный и образовательный эффект.