Шмавонян Наталья Олеговна
Рекомендации для родителей «О пользе чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Поэзия. Звучащая душа. Поэзию можно воспринимать зрительно, но она требует озвучивания: мы слышим её ритм, её дыхание, её мелодику, темп. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. О ком я говорю? Обо всех нас - носителях культуры своего народа и других народов тоже. И здесь нет никаких цензовых ограничений. Сразу возникают вопросы: зачем детям поэзия? Доступна ли она им?
Публикация «Рекомендации для родителей „О пользе чтения“» размещена в разделах
Вам известно, что большинство детей (школьники) не любят читать и почти не читают художественную литературу. Происходит это потому, что они, как правило, имеют весьма ограниченный запас слов, часто не понимают связей слов в предложении и смысла даже небольших по объему текстов.
Центральной проблемой обучения современных детей является проблема чтения. Только читающий человек, заинтересованный в получении информации, способен к самообразованию. Но в жизненной практике чтение - самый тяжелый и нелюбимый труд для многих детей. Фатально ли это? Нет, ребенок может стать подлинно читающим человеком, подлинным любителем книги. Задача взрослых - педагогов и родителей - состоит в создании условий для реализации языковых способностей.
I. Так, например, в работе со стихотворениями выделяются три аспекта: ритм, содержание, образность языка.
Выбрав текст, взрослый читает его. Например стихи А. Барто. "Бычок". Взрослый помогает ребёнку перевоплотиться в бычка и изобразить данную ситуацию. Во время драматизации взрослый прочитывает текст. В следующий раз бычка можно вырезать из бумаги (всё это делает ребёнок, а взрослый является ведомым, т. е. он не проявляет инициативы). Таким образом, главным для детей оказывается не чтение, а разнообразная деятельность с новым для них объектом, и поскольку эта деятельность им интересна, они незаметно для себя запоминают текст, так как он читается многократно.
А как здорово работать с баснями при помощи драматизации. При их прочтении хорошо видно, как ребёнок понимает текст. А там есть над чем поработать. Что вам мешает, например, перевоплотится в ворону и лисицу, а ребёнку узнать много новых и непонятных слов (лесть, вещунья.). В обычной жизни они их и не воспримут и не запомнят, а здесь такое поле деятельности.
II. Помимо описанных форм работы со стихотворными текстами детям полезно слышать ритмизированную речь и в быту, применительно к сиюминутным ситуациям. Простые, нехитрые двустишия могут придумывать сами родители в любой момент общения с детьми. Приведу несколько примеров подобных творений. Пусть вас не смущает примитивность этих маленьких текстов - постепенно дети полюбят их, и, возможно, сами включатся в эту речевую игру.
В магазин сейчас пойдём.
Молочка мы принесём.
Вот и суп, а вот и каша.
Принесём тарелки наши!
В дверь нам папа позвонил,
И Серёжа дверь открыл.
III. Нельзя забывать и о ежедневном чтении художественной литературы ребёнку.
Когда вы читаете своему чаду, пусть он вместе с вами смотрит в книгу. В такт чтению ведите указкой по строке, ребенку нужно следить за указкой. Он будет видеть как буквы превращаются в "смысл", будет приучаться в нужном направлении скользить взглядом по строке, учиться ориентироваться в тексте. Буквенные образы часто встречающихся слов будут запечатываться в его памяти.
Старайтесь подбирать литературу не в сокращённом варианте (сейчас такой в изобилии на прилавках). Читайте классику! Возьмите за правило читать 15-20 минут перед сном. А в завершении побеседовать о прочитанном. Поверьте - это настоящее
инвестиционное вложение в ваших детей. Проверено на личном опыте. Дивиденды не заставят себя долго ждать. В результате регулярной (ежедневной) работы - обогащается словарь, увеличивается кругозор, слуховая память, визуальная память, внимание, формируется умение слушать и слышать. А главное - ребёнок полюбит книги!
Никакие аудио сказки не заменят живого прочтения, хотя и экономят ваше время.
На последок. Как требовать от ребёнка чтоб он больше читал? Много ли книг в вашем доме? "Я читаю книги в электронном варианте" - ответите вы. Всё это хорошо, но определённое количество печатной литературы необходимо держать дома.
А видит ли ваш ребёнок что вы тоже читаете литературу? Дети - это наше зеркальное отражение. Пока (в этом возрасте) вы для них самые авторитетные люди. Если сам не делаю, имею ли право требовать от ребёнка? Может стоит начать с себя?
А как долго и часто он смотрит компьютер или играет в компьютерные игры? (рекомендованное время-20 мин. в день).
Так зачем же читать, мучиться над смыслом, утруждать себя если там вся информация переработана и её нужно только проглотить? Как вы думаете захочется потом читать?
Может стоит пересмотреть своё отношение к чтению литературы своему ребёнку?