Александра Саенко
Рекомендации для родителей «Когда малыш заговорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребёнок не говорит.
Наиболее частый вопрос у родителей : «Когда нужно обращаться к дефектологу и логопеду?» И, если ребенок не говорит, до какого возраста это нормально? А в каких случаях необходима помощь специалиста?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать возрастные периоды, в которые формируется та или иная функция речи.
Публикация «Рекомендации для родителей „Когда малыш заговорит“» размещена в разделах
Если на каком-то этапе вы замечаете, что ребенок отстает от своей возрастной нормы, необходимо, в первую очередь, обратиться к неврологу и, при необходимости, к дефектологу и логопеду. Как правило, до 3 лет достаточно наблюдения у невролога и исполнения всех его рекомендаций, а затем подключаются занятия.
Предостерегаю родителей, которые ошибочно считают, что с возрастом все само по себе нормализуется. Ребенок, мол, «израстет», и, вообще, «мальчики всегда отстают в развитии от девочек». Еще раз повторю: такой подход ошибочен. Задержка развития речи в раннем возрасте может быть симптомом ММД – минимальной мозговой дисфункции. У детей с ММД сохранен интеллект, но у них с периода новорожденности нарушен процесс созревания высших функций головного мозга, отвечающих за речь, память, мышление, поведение.
Основными клиническими проявлениями ММД являются: задержка речевого развития и другие формы расстройства речи; синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью. Возможны и другие сопутствующие нарушения: энурез, навязчивости, ночные страхи, снохождение, нарушения поведения, астенический синдром (раздражительность, повышенная возбудимость и быстро наступающая вслед за ней истощаемость, капризность, слезливость, синдром хронической усталости.
Каковы же основные периоды развития речи?
В 3—4 месяца появляется гуление (нерасчлененные звуковые комплексы).
В 5—6 месяцев гуление перерастает в лепет. Звуки лепета по сравнению с гулением носят более расчлененный и отчетливый характер.
В возрасте 8 месяцев ребенок овладевает элементарным пониманием речи, основанном на различении только ее ритмико-интонационного состава. В 8 месяцев у ребенка можно выработать двигательную реакцию (хлопки в ладоши) на песенку «Ладушки-ладушки». Ф. И. Фрадкина заменяла слова «ладушки-ладушки» словами «капитан-капитан» и получила на них ту же двигательную реакцию.
В возрасте 10— 11 месяцев начинается качественно другой период в развитии понимания речи ребенком, основанный на восприятии и различении звукового состава слов.
В 1 год в словаре ребенка должно быть 10-12 слов (односложные слова («мама»,«папа»,«дядя», «ав-ав», «тик-так» и др.)
В 1,5 года в активном словаре ребенка до 30 слов.
К 2 годам происходит резкий рывок в развитии активного словаря: он насчитывает около 300 слов, из них 63% существительные, 23% глаголы, 14%- другие части речи. Ребенок овладевает простой фразовой речью, строит предложения из 2-3 слов.
В 3 года – ребенок начинает согласовывать части речи по падежам, временам, родам (нет мамы, пойду к маме, вижу маму; вчера ходил, сейчас иду, завтра пойду; красная машина, красный мяч). Малыш в этом возрасте знает основные цвета, геометрические фигуры, родовые понятия (понимает, что относится к овощам, фруктам, игрушкам, владеет представлением о больше-меньше.
К 3,5 годам — словарный запас немногим более 1000 слов.
К 4 годам — словарные запас около 2000 слов. Здоровый ребенок в этом возрасте начинает осваивать предлоги (петух сидит на трубе, слетел с трубы, игрушку взяли из ящика).
В возрасте 4-5 лет – заключительная фаза развития языка, появляются длинные фразы.
В словаре пятилетнего ребенка представлены все части речи, а по своему содержанию он включает в себя широкий круг понятий о различных областях жизни и деятельности ребенка. Они обозначают жилище, пищу, одежду, животных, растения, городской быт, части тела, профессии, технику, инструменты, неживую природу, социальные явления, родовые понятия, геометрические фигуры, некоторые абстрактные понятия.