Олехнович Марина Викторовна
Консультация для родителей «Если ваш малыш ленится»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакома ли вам такая картина, уважаемые взрослые, когда идёшь по дому (квартире) и то и дело натыкаешься на игрушки: они занимают практически всё пространство помещения - то тут, то там на полу и на полках, на стульях и прочих других местах валяются (да - да именно так, а не аккуратно сложены) разнообразные вещи.
К сожалению, очень многим знакома и такая ситуация, когда на призывы хоть к какому то порядку и увещеванию, слышится обычное: "Уберу!", или "Да, мам, сейчас. ", или попросту ваши дети остаются к вам глухи и что называется: "ухом не ведут" и "палец о палец" не ударят, что бы хотя бы за собой игрушки и свои вещи убрать, а уж о том, что бы помочь по дому - и речи быть не может.
Публикация «Консультация для родителей „Если ваш малыш ленится“» размещена в разделах
Все ли родители сталкиваются с данной проблемой -O- К счастью не все. Так почему же у одних родителей дети с большим желанием помогают с делами по дому и без напоминаний убирают за собой игрушки и вещи, а у других - дети ленятся даже убрать то, что сами же и разбросали -O-
Давайте разбираться в почему так получается и как же помочь нашим детям полюбить трудиться.
Наши любимые детки изначально не рождаются: добрыми или злыми, аккуратными или неряшливыми, смелыми или трусливыми, трудолюбивыми или ленивыми и т. д. Они становятся такими, какими их хотят видеть взрослые и что изначально закладывают в малыша. Ведь кроха, как губка, способен впитывать то что его окружает: то что он видит, слышит и чувствует; а потом транслировать свой таким образом накопленный опыт окружающим. Если вы с малышом : жестоки, равнодушны к нему, если у вас по отношению к нему авторитарный стиль общения (когда ваша просьба звучит, как приказ, а вы не терпите возражений) - не удивляйтесь, тому, что когда ваш малыш подрастёт - он будет игнорировать ваши просьбы, вы будете одиноки. И напротив, если вы будете воспитывать кроху: любовью, заботой, вниманием и т. д. - в нём непременно раскроются самые лучшие качества. С ребёнком, как с цветком: если поливать, подкармливать, разговаривать с ним - он из семечка вырастет и зацветёт; и напротив - если не поливать - погибнет.
И так, уважаемые взрослые, если вы хотите, что бы ваш ребё нок полюбил трудиться: показывайте ему своим положительным примером: что и как по дому делаете вы. Именно родители - это первые учителя своих детей, именно среда в которой малыш больше всего проводит времени (а это семья) - формирует маленького человечка, как личность и закладывает в нё м: либо положительные, либо отрицательные качества (в зависимости от того, какой пример видит ребёнок, какой значимый взрослый для ребёнка этот пример подаёт).
Согласитесь: если мама весь день ходит в засаленном халате и бигудях, не выпускает телефон из рук; а папа "завис" на весь день в компьютерной игре - сложно от малыша требовать порядка и призывать быть аккуратным.
Обязательно в семье должен быть режим: и это правило для всех членов семьи, оно обязательное! Нарушение режима дня (сна и бодрствования, приёма пищи) может привести к раздражительности (а значит конфликтам, недосыпам и усталости, нехватке времени (режим позволяет распределять время, проблемам со здоровьем как у детишек, так и у взрослых: неврозам, заболеваниям на фоне психосоматики, снижением иммунитета, проблемами с ЖКТ и др. Завтрак ни в коем случае не должен по временному промежутку смещаться к обеденной трапезе (только потому, что мама спит до обеда или приготовить завтрак не успела, а ужин не должен быть за полночь! Такой режим абсолютно не приемлем ни для детей, ни для взрослых!
У каждого члена семьи должны быть свои обязанности по силам и возможностям (по возрасту, так совсем маленькие детки, да и ребята постарше не только приучатся трудиться, но и у них будет формироваться чувство ответственности: если не сделал (например, забыл или не захотел - поленился) дело - пострадаешь не только ты, но и вся семья.
Так, если малыш : перед сном не убрал за собой одежду (или не приготовил одежду для детского сада (не выбрал её) - утром процесс сбора в детский садик может затянутся в итоге: ребёнок опоздает в в группу и не успеет поиграть с друзьями (не съест свою любимую кашу, опоздает на интересное занятие и т. д., а родители опоздают на работу. Обязательно объясняйте дошколёнку последствия нарушения им обещаний, учите "держать слово", хвалите за сделанную работу (а малыша обязательно, даже, если у него не совсем получилось). У ребёнка должна быть положительная мотивация, что б он захотел трудиться. Но не за "конфетку" (подарок и т. д.) - так могут возникнуть товарно - денежные отношения внутри семьи - а это не правильно, поскольку искренние чувства такие как: помощь, взаимовыручка, поддержка, забота, сочувствие, сопереживание и др. - либо не сформируются у ребёнка, либо потеряют свою ценность, т. е. будут обесценены.
Ребё нок должен видеть результат своего труда: например: порядок после уборки - не надо искать разбросанные вещи, больше свободного времени появится (которое можно потратить на другие дела или отдых); помощь маме на кухне - быстрее приготовится обед для всей семьи; помощь папе в гараже в ремонте техники (да пусть даже малыш инструменты подаёт, зато как горд он будет - что помог) - в выходные можно поехать за город и т. д. Так ребёнок ещё научится делать свои умозаключения и устанавливать причинно - следственные связи.
Совсем кроху к труду можно приучить с помощью игры, например: при уборке игрушек можно на грузовой машине покатать всех зверят и развести их по домам; кукол уложить в кроватку; кубики - на стройку (в ящик или контейнер, детскую посудку - сложить на полочку (как у мамы на кухне) и т. д.
Дети постарше могут в магазине сами выбирать (согласно списку и помощи взрослых) товары, складывать их в тележку и везти тележку до кассы. Помощь может заключаться и в том, что маленький ребёнок будет гордо нести домой из магазина коробочку сока или йогурт.
Дома дошколёнок с удовольствием (уверяю вас) может помочь маме на кухне с приготовлением обеда (ужина или выпечки, например: очистить отварные овощи и нарезать их (не острым ножом, очистить отварное яйцо для салата, помыть ягоды или фрукты для компота и т. д.
С папой маленькому непоседе сыночку будет очень интересно в гараже, малыш с удовольствием будет наблюдать за отцом (а может и участвовать) - как папа трудится.
А ведь наши дети так хотят быть похожими, на нас, на родных людей: быть такой же хозяюшкой, как мама или рукодельницей, как бабуля; так же мастерски управляться с инструментами как папа или быть заядлым рыбаком - как дед.
При работе дошколёнка с колющими и режущими предметами ( например: ножницами, ножами, вилкой и т. д.) обязательно должен присутствовать взрослый (т. е. только под присмотром взрослых, объясните малышу правила безопасного обращения с этими предметами! Ножницы и ножи должны быть с тупыми концами - это важно для безопасности малыша!
Только не совершайте пожалуйста ошибок: не делайте за малыша то, что ему вполне по силам, объясняя свою "помощь" тем, что: "малыш ещё маленький, успеет наработаться ещё" - так вы лишаете своего чудесного ребёнка опыта, не формируются полезные навыки (или теряются приобретённые, снижается мотивация к самостоятельной деятельности. Например: у малыша неловкие пальчики и ему трудно застегнуть пуговицы, вы "жалеете" - и ловко застё гиваете кофточку: рады все, но правильно ли это -O- На самом деле, для малыша такая "доброта" взрослого способна обернуться проблемой для него в будущем и вот почему: когда малыш застёгивает пуговички сам - он развивает свои пальчики, т. е. мелкую моторику (а значит речь и мышление, у крохи с каждым разом получается всё лучше - и вот он результат: "У меня получилось!" - ликует чадо и так раз за разом ребёнок развивается и познаёт мир.
Читайте дошколятам хорошую литературу о труде, например: это могут быть пословицы, поговорки о труде; такие произведения, как: Г. Сапгир "Садовник", Б. Заходер "Портниха", "Строители"; С. Маршак "Пожар", "Почта"; С. Михалков "Дядя Стёпа", "А что у вас?"; В. Сухомлинский " Моя мама пахнет хлебом"; Е. Пермяк "Мамина работа"; Н. Найдёнов "Ольга Павловна"; Я. Дягутите "Земля", " Руки человека"; С. Баруздин "Кто построил этот дом?"; Е. Благинина "Не мешайте мне трудится"; Н. Калинин "Как ребята переходили улицу", "Где ночуют трамваи и автобусы"; Б. Житков "Светофор" (из книги "Что я видел"); А. Барто сборник "Младший брат" и другие произведения.
Пусть ваши маленькие помощники растут в любви и заботе, приучая своих любимых детишек трудиться, воспитывая их трудом - вы закладываете лучшие качества в маленьком человечке.
Общее дело - объединяет детей и взрослых, делает их эмоционально ближе друг другу. Успехов вам, уважаемые взрослые в таком нелёгком труде, как воспитание трудолюбия у малышей. Верьте в себя и своих малышей и у вас всё обязательно получится.