Узельдингер Евгения
Рекомендации для родителей «Играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Играем — речь развиваем
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
«Уярская школа-интернат»
Рекомендации для родителей.
«Играем - речь развиваем»
Подготовила: учитель-логопед
Е. С. Узельдингер
г. Уяр -2022
«Игра – это творчество… Ребёнок создаёт что-то из ничего.»
Сандра Русс
Цель: повысить компетентность родителей в вопросе организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.
Публикация «Рекомендации для родителей „Играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи: представить практический материал по данной теме.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня я хочу вам представить практический материал, посвященный играм по развитию речи.
Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время активного развития речи.
Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.
Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок :
- развивает любознательность
- развивает творчество и фантазию
- развивает память
- развивает внимание
- развивает навыки общения
- развивает речь
- приобретает новые знания
Я предлагаю вам словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге домой, собираясь на прогулку, перед сном.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не наказание за провинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание:
Эти игры помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.
«Сдуем снежинки с ладошки», «Надуваем шарики», «Гудок парохода», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Погреем ручки».
Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, «Шарик» (надуть щёки, сдуть щёки, «Лошадка» (вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать языком как цокают копытами лошадки, «Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубки, «Часики» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой).
Пальчиковые игры.
Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.
Братья
Большаку – дрова рубить, (показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из кулака)
А тебе – воды носить,
А тебе – печку топить,
А тебе – тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами.
Родных братьев потешать.
Забавные пальчики
Загибаем пальчики по одному.
Этот пальчик – одуванчик.
Положу его в карманчик.
Этот пальчик – тараканчик,
Убежал он в свой чуланчик.
Этот пальчик – зайчик.
Барабанит в барабанчик.
Этот пальчик – добрый мальчик,
Он уселся на диванчик.
Этот пальчик – девочка,
Рыженькая белочка.
Белка прячется в дупле,
Не найдешь ее нигде.
Охотники
По дорожке мы бежали– (Поворачиваем правую руку тыльной стороной вверх. От сгиба локтя до запястья правой руки бегут два пальца левой руки – это человечек.)
Бегемота мы поймали. (Хватаем левой рукой большой палец.)
По дорожке мы бежали —
Крокодила мы поймали. (Хватаем левой рукой указательный палец.)
По дорожке мы бежали —
И слоненка мы поймали. (Хватаем левой рукой средний палец.)
По дорожке мы бежали —
Обезьянку мы поймали. (Хватаем левой рукой безымянный палец.)
По дорожке мы бежали —
Попугайчика поймали. (Хватаем левой рукой мизинец.)
Повторяем упражнение левой рукой.
Игры направленные на развитие фонематического слуха.
«Ловишки».
Упражнения, направлены на развитие внимания и памяти
.Например, мама произносит слово КОНЬ.
( слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка и т. д.)
И задаёт вопрос ребё нку:
- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?
Если в начале слова – хлопает в ладоши, если в конце – поднимает руки вверх.
«Придумай слово».
Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах.
Предложить ребёнку придумать слова с заданным звуком. Например, [р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к]. Что можно купить в магазине?»
«Чистоговорки»
Да-да-да – в огороде лебеда.
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду.
Ша-ша-ша- принесли домой ерша.
Жа-жа-жа- -есть иголки у ежа.
Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
«Скороговорки»
Белые бараны били в барабаны.
Проворонила ворона вороненка.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Роет землю старый крот, разоряет огород.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Помните!
Важно, чтобы ваши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра очень значимый инструмент в обучении и воспитании детей.
Давайте, будем играть и детей развивать!