Папки-передвижки

Рекомендации для родителей «Рука развивает мозг»

Шушпанова Елена
Рекомендации для родителей «Рука развивает мозг»
▼ Скачать + Заказать документы

"Рука развивает мозг"

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психологического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития ЦНС и ее "святая святых" - мозга.

Публикация «Рекомендации для родителей „Рука развивает мозг“» размещена в разделах

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно - или - предметно- действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать "ручным" - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он подойдет ко второму этапу - наглядно - образному, когда будет оперировать не самими предметами, их образами.

Третий этап - словесно - логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге подходим к выводу: начало развития мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые пуки снова способствуют, развитию мозга".

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов движения;

- органов познания;

- аккумуляторов энергии.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными.

Известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо В-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы, и требуется значительное усилие, рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами. Подойдут любые аналогичные игры.

Начиная, с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Можно изготовить игрушки такого типа: бабочку или птицу из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон нужно укрепить так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

Учитывая возможности, проблемы, упражнения по развитию мелкой моторики дома могут проводить родители, а в дошкольном учреждении - воспитатели и логопеды. Оптимальным, как оказалось использование в этих целях физкультминуток на занятиях с детьми.

Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сиденьем. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью.

Проговаривание стихов, считалок, поговорок, песенок, одновременно с движениями дает ряд преимущество для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать)

Во многих видах деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где "разговорно- пальцевая" деятельность наиболее естественна? Конечно в детском театре. Используются различные виды театров:

- театр картинок

- театр пальчиков

- театр рукавичек

- театр теней…

Когда пальчики ребенка уже достаточно хорошо разработаны можно увлечь детей искусством "ОРИГАМИ" (складывание поделок из бумаг).

Не перечислить всех достоинств "ОРИГАМИ" в развитии способностей у ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Публикации по теме:

Консультация «Как аппликация развивает ребенка»Консультация «Как аппликация развивает ребенка» Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать.

Информация для родителей «Ритмика развивает культуру движений ребенка» Ритмика развивает культуру движений ребенка! Ритмические упражнения развивают у ребёнка чувство ритма, воображение, умение двигаться под.

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей» Цель: повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада. Уважаемые.

Консультация для родителей «Рекомендации для родителей. Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни» Уважаемые родители, большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Презентация «Развивает ли конструктор Лего» Автор: Габараев Марк 3 средняя группа Руководитель проекта: Цгоева Тамара Г СЛАЙД 1 Я, Марк Габараев, очень люблю собирать конструктор.

Рекомендации для родителей «Совместная игровая деятельность родителей с детьми второй младшей группы» - Игра должна приносить радость ребёнку и взрослому. Каждый успех ребенка это обоюдное достижение – и ваше и его. Радуйтесь этому. Радость.

Консультация «Рука развивает мозг» РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ Исцеляющие руки «Ручная терапия» включает трудотерапию. Для детей любой приносящей удовольствие труд является и.

Рука развивает мозг. Как способствовать умственному развитию Рука развивает мозг. Как способствовать умственному развитию. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего.

Занятие «Кукла-живая рука» для подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №406 комбинированного вида «Алёнка» ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Консультация для родителей «Здоровье детей в наших рука. Давайте вместе растить здоровую нацию» Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать — в еде и напитках И в упражненьях для тела,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей «Рука развивает мозг»
Опубликовано: 16 мая 2019 в 20:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей «Рука развивает мозг»» (включая файлы) размещена пользователем Шушпанова Елена (УИ 274549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД