Шушпанова Елена
Рекомендации для родителей «Рука развивает мозг»
▼ Скачать + Заказать документы
"Рука развивает мозг"
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психологического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития ЦНС и ее "святая святых" - мозга.
Публикация «Рекомендации для родителей „Рука развивает мозг“» размещена в разделах
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно - или - предметно- действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать "ручным" - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он подойдет ко второму этапу - наглядно - образному, когда будет оперировать не самими предметами, их образами.
Третий этап - словесно - логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге подходим к выводу: начало развития мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые пуки снова способствуют, развитию мозга".
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов движения;
- органов познания;
- аккумуляторов энергии.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными.
Известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо В-3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Проводимые на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы, и требуется значительное усилие, рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.
Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами. Подойдут любые аналогичные игры.
Начиная, с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Можно изготовить игрушки такого типа: бабочку или птицу из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.
Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон нужно укрепить так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.
Учитывая возможности, проблемы, упражнения по развитию мелкой моторики дома могут проводить родители, а в дошкольном учреждении - воспитатели и логопеды. Оптимальным, как оказалось использование в этих целях физкультминуток на занятиях с детьми.
Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сиденьем. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью.
Проговаривание стихов, считалок, поговорок, песенок, одновременно с движениями дает ряд преимущество для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать)
Во многих видах деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где "разговорно- пальцевая" деятельность наиболее естественна? Конечно в детском театре. Используются различные виды театров:
- театр картинок
- театр пальчиков
- театр рукавичек
- театр теней…
Когда пальчики ребенка уже достаточно хорошо разработаны можно увлечь детей искусством "ОРИГАМИ" (складывание поделок из бумаг).
Не перечислить всех достоинств "ОРИГАМИ" в развитии способностей у ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.