Рабига Бегайдарова
Рука развивает мозг. Как способствовать умственному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Рука развивает мозг. Как способствовать умственному развитию.
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего ---страшное расстояние» Л. Н. Толстой.
Первый год жизни.
Первый месяц. Руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука- ---один из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.
Второй месяц. Ребенок разглядывает свои руки, хотя руки сжаты в кулачки. Появляется улыбка---первый контакт.
Публикация «Рука развивает мозг, Как способствовать умственному развитию» размещена в разделах
Третий месяц. Руки сжаты, но если вложить предмет в руки, то пальцы ребенка ухватят. Пытается дотянуться до предмета, подолгу рассматривает. Появляется «комплекс оживления». Издает горловые звуки.
Четвертый месяц. Пальцы не сжаты. Держит погремушку, размахивает ею, подносит ко рту. Умеет смеяться, любит, когда с ним играют в «ку-ку».
Пятый месяц. Ребенок высоко поднимает голову, разглядывает все вокруг, сам переворачивается. Если ему дать два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнет подтягиваться, пытаясь сесть. Хватает игрушки, ощупывает, тянет в рот, снова рассматривает.
Хватание и ощупывание предмета большое значение имеет для развития мышления.
Шестой месяц. Целенаправленно манипулирует предметами, «изучает»: надавишь на игрушку—запищит, толкнешь---покатится.
Седьмой месяц. Ребенок запоминает предметы, показывает глазами, например, на вопрос: «Где у нас мишка?»-- поворачивает голову в нужном направлении.
Восьмой месяц. У ребенка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Он предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробки. Губы и язык дают дополнительную информацию о предмете.
Девятый месяц. Скачок в развитии тонкой моторики. Ребенок берет предмет не хватающим, а загребающим движением. Предмет берет двумя пальцами. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления. Начинается слоговое бормотание («ма-ма», «па-па», «да-да», но это еще не речь, а игра со звуками. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе. Так считают ученые Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова, М. М. Кольцова.
Десятый месяц. Ползание—дорога открытий. Сам добирается до предметов и их «изучает».
Десятый месяц – это «университет радостного общения». Начинает выбрасывать игрушки из кровати.
Одиннадцатый месяц. Новый рывок в развитии мышления. Если раньше с предметами манипулировал, то сейчас их использует по назначению: из кубиков пытается строить, из чашки пить, куклу укладывать спать, укачивая. Если бросает игрушку, то слушает, какие она звуки издает при падении.
Двенадцатый месяц. Малыш самостоятельно ходит. Предметы использует по назначению, подражает действиям взрослых. Нанизывает кольца на стержень пирамидки. Пытается рисовать. Начинает говорить, в его речи уже до 15 слов, заменяющих смысл целых предложений. Русский ученый И. М. Сеченов писал: вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями, ребенок перестает быть «привязанным к одному месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».
Второй год жизни, или «открытие главных тайн окружающего мира».
Малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними, для них важен сам процесс, а не результат. Наибольшее влияние на развитие мышления ребенка оказывают соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия, например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку.
Орудийные действия, предмет-«орудие»(ложка, вилка, сачок, карандаш, молоточек) употребляется для воздействия на другой предмет. С полутора лет у детей появляются отдельные игровые действия: накормить куклу, искупать, укачать, уложить ее спать, покатать на машинке. Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры --- с песком, водой и глиной.
Третий год жизни, или «возраст безграничного трудолюбия».
Руки ребенка в постоянном движении, в работе. Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить. При этом он все время говорит сам с собой, думает вслух.
Ребенок «пробы» выполняет в уме (доска с вырезами и соответствующие фигуры вкладыши) – ведь рука уже два года «учила» мозг.
Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «ключ к развитию умственных способностей ребенка –это личный опыт познания в первые три года, т. е. в период активного развития мозговых клеток… Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, то к трем годам---80%».
Четвертый год жизни. Обычно в три года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту он умеет ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, запоминать песенки и стихи, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевает новыми знаниями и умениями. Детский сад – это «дошкольный университет» со множеством «факультетов» : общения, практических действий, сенсорного и интеллектуального развития, воспитания самостоятельности и воли, нравственности и другого. Опытные педагоги знают: у занятого интересным трудом дошкольника появляется особая сосредоточенность, происходит «поляризация внимания» (внимание концентрируется). В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы двигательная и словесная деятельности друг друга дополняли. Постепенно хаотичные восприятия ребенка, накопленные за три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Речевое развитие на 4-ом году жизни не так стремительно, как раньше: оно идет не «ввысь», а «вширь»(3года---800слов, 4года—1500-1600слов)
Пятый год жизни. В этом возрасте совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой…Словарный запас достигает двух тысяч, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление, размеры. Мозг способен к понятийному мышлению, которое заключается в умении, например, назвать группу предметов одним словом, разложить в логической последовательности четыре-пять картинок. Он легко справляется с простыми пазлами, с конструктором, помогает домашним во всех делах. Стремится ухаживать за животными, растениями, демонстрирует свои умения чистить обувь, стирать, красиво сервировать стол. У пятилетнего ребенка еще нет четкого деления на труд и игру.
Шестой год жизни. Выпускной год в «дошкольном университете» --- самый ответственный. Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, ножницы, молоток, щетки, лопаты…Ребенок плюс учится планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать нужные материалы для его осуществления. У него формируется воля, организованность, исполнительность. Все эти качества необходимы для обучения в школе. Основные признаки «неготовности» ребенка: инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вяла или, наоборот, напряженная рука, нескоординированность движений. Такой ребенок не понимает, что от него хочет взрослый.
Идеальный образ подготовленного к школе ребенка создал великий писатель, педагог и философ Л. Н. Толстой («Филиппок») Он зимой, самостоятельно одевшись и собрав нужные вещи, преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую школьную дверь и сам себе детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства. Учитель, несмотря на то, что Филиппок не знал азбуки, не умел писать свое имя, по годам не дорос до школьника, в школу его записал. Почему? На современном психолого-педагогическом языке звучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т. е. за большое желание учиться, за умение защитить себя и заявить о себе(«самопрезентация», за умение находить друзей и дружить.