Ченцова Татьяна Михайловна
Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЮ.
Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами–дошкольными работниками. Мои рекомендации направлены на организацию просвещения родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи. В своей статье я раскрываю, как развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Публикация «Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег-это много красивых снежинок, для него поют птицы. Так дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. У детей проявляется активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям, погодным явлениям. «Почему?» порой ставят взрослых-родителей в тупик, порождают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности мышления- важные задачи для всех взрослых. Если рядом находятся взрослые люди (родители, которые удивляются вместе с детьми, учат не только смотреть, но и видеть, то дети захотят узнать еще больше. Для родителей важно расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном мире, взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Приучайте ребят не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
Учите ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.
Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы
Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Когда вы собираете цветы, не следует срывать их больше, чем вы сможете поставить в изящном букете. Приучайте детей не рвать растение с корнем.
Ранней весной ходят в лес, чтобы полакомиться сладким березовым соком. Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится садовый вар или обычный пластилин.
На вашем пути встретился родничок. Расчистите его и усталый путник скажет вам спасибо.
Знаете ли вы, что грибы лучше не срезать, а осторожно выкручивать, так как в оставшемся пеньке заводятся вредители.
Черничку нельзя срывать с веточками. Здоровые побеги вырастут только через 7-8 лет. Кустарник черники живет 300 лет, но плодоносит всего 4-5 лет.
Не разрешайте уничтожать мухоморы – и у них свое назначение в природе. Их поедают лоси, чтобы избавиться от глистных заболеваний.
Приучайте в лесу ходить по тропинкам, так как можно нечаянно наступить на насекомых.
Объясните детям, что на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
Объясните детям, почему нельзя разжигать костры в лесу – может возникнуть лесной пожар, и на месте сгоревшего корневища несколько лет ничего не будет расти.
Птиц, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить почти не возможно. Лучше незаметно уйти, и мать прилетит покормить их.
Нельзя трогать муравьиные кучи – так как муравьи – защитники наших лесов.
2. ПРОГУЛКА В ПОЛЕ.
Большую помощь в экологическом воспитании оказывают прогулки. Прогулки представляют для этого большие возможности. На каждой из них дети узнают что-то новое, закрепляют ранее полученные знания. Прогулки с детьми будут радостными и достигнут цели при условии, если родители воспринимают все глазами ребенка и обогащают их знания. Кроме того, родители должны научить своих малышей любить и беречь природу, показывая это на деле. Каждый родитель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь показывать детям, как правильно сажать деревья, растения, ухаживать за животными, птицами, рыбами и т. д. Усвоив эти знания и навыки, дети легче будут понимать и изучать такие науки, как природоведение, биология, география.
Постарайтесь показать ребенку пшеничное или овсяное поле в период колошения. Полюбуйтесь его неоглядной красотой. Рассмотрите колосок, когда в нем будет заметно зерно. Очень важно познакомить ребенка с хлебными злаками, многие дети не знают, откуда хлеб пришел. Небрежно обращаются с куском хлеба, потому что не знакомы с трудом людей, создающих это чудо. Покажите ребенку уборку урожая и расскажите о тружениках полей. Прочтите стихотворение
Е. Серовой «О хлебе».
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь золотая
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
В конце лета пора с ребенком съездить в поле на уборку ржи и пшеницы, посмотреть, как работают зерноуборочные машины. Можно дать ребенку подержать спелый, тяжелый колосок.
Расскажите ему из каких зерен пекут черный хлеб, а из каких белый хлеб. Прочитайте стихотворение Ю. Котова «Калачи».
Вы откуда – калачи?
Как откуда – из печи!
И куда идете?
К тем, кто в поле на работе!
Пусть их вдоволь поедят, а
лентяи - поглядят.
3. ПРОГУЛКА В ЛЕС.
Наблюдение играет огромную роль по экологическому воспитанию. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Поэтому каждый родитель должен приучать детей любоваться яркими красками природы: небо при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, необычной формой облаков, пением птиц…У ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. В выходной день, как можно раньше утром выезжайте с ребенком в парк или в лес. Когда воздух особенно чист, когда сверкающие глянцем листья, еще не высохли от росы, когда особенно громко щебечут птицы. Покажите ребенку этот солнечный день в природе. Он пахнет распускающимся тополем, лимонным запахом кленов и медовым запахом ив. Покажите пчел, вьющихся над золотыми пуховками цветов.
Солнечный, погожий выдался денек
На тропинке каждой пляшет огонек. (О. Высотская)
Приучайте детей смотреть под ноги, на травянистый покров, на скромные цветы одуванчиков. Взгляните вместе с ними на душистую крапиву, на её белоснежные листки цветов, отделанные «чёрным бархатом».
Постарайтесь показать ребёнку красу весеннего леса – черёмуху. Расскажите, как она гибнет, когда её беспощадно обламывают, неся домой огромные охапки цветов. Прочтите стихотворение Л. Татьяничевой «Черёмуха».
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
4. ПРОГУЛКА ЗА ГРИБАМИ.
Август самый грибной месяц. Необходимо научить ребёнка правильно собирать грибы. Обратите внимание на разворошенную моховую подстилку под деревьями, на взрытую землю от вырванной с корнем травы. Расскажите, что нельзя разрушать грибницу, что грибы надо аккуратно срезать, тогда они вырастут и на следующий год.
Научите отличать ядовитые грибы от съедобных. Разъясните почему нельзя сшибать ядовитые грибы, такие как мухомор. Мухоморами лечатся олени, а червивые грибы нужны птичкам, они достают из них личинки насекомых. Прочтите стихотворение :
Средь хвойного бора,
Дремучего бора,
Нельзя не заметить меня, мухомора.
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен
Для них я прекрасен.
А вот для детишек
Я очень опасен. (Е. Трутнева)
5. ПОГУЛКА ЗА ЦВЕТАМИ.
Работая на дачах, огородах, в саду, родители обращают внимание детей на то, с какой любовью, старанием они могут сажать ту или иную культуру, с какой заботой за ней ухаживают. Родителям нужно всегда разрешать своим деткам работать с землей. Эта работа требует усердия, старания, это позволит малышам усвоить экологические нормы, беречь и сохранять природу, заботиться о своем здоровье и здоровье родных.
Поезжайте в июне в лес, в парк, в рощу, чтобы познакомить ребенка с цветущими лесными травами и показать всё богатство разнотравья. В лесу в это время цветут : колокольчик крупнолистный, ромашка, гвоздика, купальница, ландыш и ароматная любка - двулистая или ночная фиалка. Покажите детям цветы, охраняемые государством. Расскажите, что нельзя рвать редкие цветы, можно лишь собирать семена.
Я нашла в лесу фиалку, а срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу - я лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела, пожалела ландыш белый.
Пусть останется в лесу, одуванчик принесу.
Встречая в лесу цветущее растение, обратите внимание ребёнка, что у каждого есть своё любимое место, где ему хорошо расти. Незабудка – в сыром месте у ручейка, гвоздика – на сухом солнечном пригорке, а колокольчики и ландыши – в лесной тени. Такие наблюдения помогут ребёнку понять, что каждому растению и животному необходимы свои условия для жизни.
6. ПРОГУЛКА НА ПРУД ЛЕТОМ.
Как только в пруду вода согреется и оживёт растительный и животный мир. Как только заспешат к пруду лягушки и жабы метать икру, пойдите туда с ребёнком. Расскажите ему, что все они – наши верные друзья, защитники урожая, враги вредных насекомых.
Дети не должны обижать земноводных. Для этого их необходимо познакомить с жизнью лягушек и жаб. Можно поймать в начале мая немного лягушечьей икры и вывести головастиков. Покажите ребёнку «удивительное и обыкновенное» : из прозрачной икринки в стеклянной банке выведется живое существо – головастик. Когда у него отрастут задние передние лапки, малыша нужно выпустить в пруд.
Итак, экологическое воспитание охватывает все виды детской деятельности: игровую, трудовую, изобразительную, двигательную и т. д. И про это нельзя забывать! Важно, чтобы каждый родитель перед прогулкой в природу намечал цель, связывая с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.)
Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, родители смогут выполнить ту задачу, которую поставило общество перед ними - воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца-созидателя нашего будущего.