Людмила Линейцева
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей
подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя
челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих
органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного
Публикация «Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель
артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день
по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к
более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления
можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся
в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о
предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его
выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует
выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также
важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном
случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что
он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять
движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже
научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно
научиться подниматься кверху»).
Артикуляционный аппарат ребенка
Комплекс упражнений для различных органов артикуляции
Упражнения для нижней челюсти
1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево (при открытом и
закрытом рте).
Упражнения для мышц мягкого нёба
1. Позёвывание, широко открывая рот.
2. Высунуть язык, резко (на твердой атаке) произнести звук [а].
Упражнения для губ
1. «Улыбка» - растягивание сомкнутых губ (зубы сжаты).
2. «Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед,
как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.
3. Чередование «улыбки» и «трубочки».
(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
4. «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы
видны.
5. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как
при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.
6. Поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
7. Опускание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
8. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.
Упражнения для языка
1. «Лопаточка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на
нижней губе.
2. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
3. Чередование «лопаточки» и «иголочки».
4. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх,
втянуть в себя щеки и воздух.
5. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края
прижаты к верхней губе.
6. «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, движения языком вверх – вниз.
7. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке, движения языком вправо –
влево.
8. «Футбол» - рот открыт, движения языка вправо – влево на внутренних
сторонах щек.
9. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
10.«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому нёбу,
боковые края языка прижаты к коренным зубам.
11.«Накажем непослушный язычок» - а) покусывание кончика широкого
языка, губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого
расслабленного языка расслабленными губами.
12. «Вкусное варение» - круговое облизывание губ, нижняя челюсть
неподвижна.
Начальный комплекс
артикуляционной гимнастики
1. Окошко
На счет «раз» широко открыть рот (окошко
открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко
закрыто).
2. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен
быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться
вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
3. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед
трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4. Лягушка — хоботок
На счет «раз-два» чередовать упражнение
«Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.