Приложение МААМ

Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет

Елена Ларина
Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды

для детей 3 – 4 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Детство».

Образовательные

области Виды деятельности Центры, уголки,

мастерские и др., Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды

для поддержки детской инициативы

Речевое развитие Коммуникативная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Темочки:

Познавательно-исследовательская Речевой центр Обеспечить детей дидактическими игрушками для развития умения описывать предмет.

Создать в группе картотеки игр: а) упражнений артикуляционной гимнастики; б) упражнений дыхательной гимнастики; в) пальчиковой гимнастики, способствующие развитию звуковой культуры речи.

Создавать условия для формирования лексико-грамматического строя речи с помощью словесных дидактических игр.

Обогащать игровой опыт при манипулировании с игрушками со звукоподражанием (мяукающие котята, лающие щенки, квакающие лягушки) в играх-драматизациях.

Создавать в группе ситуации для развития звуковой культуры речи с помощью карточек на произнесение гласных звуков, фотографии детей и взрослых, правильно произносящих гласные звуки.

Обеспечить детей дидактическими играми (лото, домино) для развития логического мышления.

Создавать условия для речевого развития с помощью наборов сюжетных картинок, а так же предметных картинок на классификацию лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др., используя в дидактических играх: «Дай общее название», «Назови лишний предмет» с целью формировать представления об окружающем мире, пополнять и активизировать словарный запас, развивать умения систематизировать и обобщать предметы, учить составлять предложения.

Обогащать опыт сравнения предметов по отличительным признакам, по их назначению, используя наборы парных картинок с привлекательным разнообразным содержанием.

Обеспечить предметными картинками с изображением одинаковых предметов, разных по цвету и размеру для формирования обобщенного значения слов, развития связной речи

Обеспечить карточками с парными картинками: высокий предмет - низкий предмет, большой – маленький, один - много для развития умения образовывать уменьшительные - ласкательные формы существительных, упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа.

Способствовать расширению и активизации словаря, умению составлять предложения, рассказы, развитию мелкой моторики рук с помощью лото «Ботаническое», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», разрезных картинок, кубиков с несложным сюжетом, состоящие из четырех - шести частей.

Центр книги Обеспечить книжками-картинками, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев (по программе, любимые) для рассматривания картинок с целью вызвать желание рассказывать о героях, событиях, а в дальнейшем – пересказывать произведение целиком, ориентируясь на иллюстрации.

Создавать условия для формирования художественно - речевой деятельности с помощью создания альбомов «Потешки» «Загадки», «Сказки», «Игры с пальчиками» (в альбом наклеиваются картинки, иллюстрации к потешками, загадками, к русским народным сказкам: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя»).

Способствовать речевому развитию с помощью разного вида дидактических лото: «Любимые сказки», «Сказки о животных», «Узнай сказку», «Сказочные герои» и т. д.

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская Игровой центр Обеспечить куклами и предметами домашнего обихода для создания игровых ситуаций: «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Надень платье, пальто, шапочку одного цвета» с целью закреплять названия предметов (одеяло, подушка, кровать и т. д., их качества (удобная, чистая, красивая, действия с ними (накрыть, уложить, надеть, постелить, закреплять название и цвет одежды.

Обеспечить заводными игрушками: танцующий медведь (собачка, играющие на музыкальных инструментах (кукла – гармонист, заяц – барабанщик, двигающиеся по полу (мотоциклист, автомобиль, летающие (самолет, ракета, плавающие (рыбки, кораблик, подводная лодка, прыгающие (белка, лягушка, а так же, как вариант, дидактическим материалом: серии картинок, изображающие различные действия, состояние одного и того же лица или предмета (девочка спит, прибирает постель, умывается, читает, идёт, бежит и т. д.) для формирования активного словаря, развития умения составлять предложения.

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Центр познания

Обеспечить детей наборами предметных картинок, а так же разрезных предметных картинок: «Овощи», «Фрукты», «Животные» для развития понимания «Целое и его часть» (ножки, крышка - стол; сиденье, спинка - стул; мотор, кабина, руль, кузов, колёса, двери- автомобиль, используя в д/и «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник) - цель: назвать слово, обозначающее целый предмет; д/и «Назови части» - цель: назвать части целого (голова- лицо уши, затылок).

Способствовать развитию пространственных представлений, умения составлять описательные рассказы, отгадывать по описанию игрушки через расположение в группе образных игрушек: мишка, зайчик, собачка и т. п. для дидактических игр: «Где спрятался зайчик?», «Отгадай-ка!», «Помоги Незнайке».

Побуждать детей играть с мелкими игрушками (кубики, шарики, дощечки разные по форме, цвету, величине, материалу, из которого сделаны) для развития умения различать и называть предметы, их цвет, подбирать по форме, величине, цвету, определять предмет на ощупь и называть его через создание игровой ситуации: «Найди такой же», «Узнай и назови», «Что в мешочке?».

Обеспечить большими карточками с изображением домашних животных: коровы, собаки, кошки и др. и маленькие - их детёныши: котята, телёнок, щенята и др. для закрепления названий домашних животных и их детёнышей.

Обеспечить большими карточками, на которых изображены люди разных профессий, а на маленьких карточках - их орудия труда (метла, лопата, халат, градусник, ножницы, расчёска) для закрепления и дополнения знаний о знакомых профессиях (дворник, продавец, врач, парикмахер, развития умения рассказывать, что нужно им для работы.

Самообслуживание и элементарно бытовой труд

Коммуникативная

Игровая Поддержать детей в стремлении последовательно выполнять и правильно называть культурно-гигиенические действия (умывание, одевание, прием пищи, уход за внешним видом) и поддерживать порядок, организуя совместную деятельность с игрушками и, создавая игровые ситуации «Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Куклы переезжают», «День рожденья куклы» и т. д.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская Центр творчества Обеспечить необходимым материалом (коллекции народных игрушек, наборы художественных открыток, репродукции художественных произведений) для развития художественно-эстетических способностей у детей.

Коммуникативная

Игровая

Театрализованный центр Побуждать детей принимать участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок через создание в группе разных видов театра с целью развития связной речи.

Двигательная Центр физкультуры Обогащать двигательный опыт в процессе выполнения упражнений с речевым сопровождением через создание картотек: «Веселые физминутки для малышей», «Речь и движение», «Пальчиковые игры» и т. п.

Социально-коммуникативное развитие Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Игровой центр Побуждать детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли, разворачивать игру через создание «уголка ряженья».

Обеспечить детей игрушками для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы); укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки); лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.); прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);

– уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки); игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы); игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др., с целью развития умения отражать в игре непосредственные впечатления от посещения магазина, поликлиники и т. д.

Поддерживать детей в стремлении отражать в сюжетно-ролевой игре семейные отношения через размещение в группе игрушек-персонажей (куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, стационарной и настольной кукольной мебели (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарных и настольных наборов «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.).

Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии, через расположение в группе машин разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.); детских телефонов, предметов-заместителей в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.); крупных модулей для строительства.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора Центр безопасности Обеспечить детей дидактическими игрушками и материалом (игрушка «Светофор», полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, средний транспорт, макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели, небольшие игрушки (фигурки людей, животных, картинки с изображением опасных предметов, сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций, сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе) для формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Развивать интерес к правилам безопасного поведения с помощью дидактических игр: «Что лишнее?», «Опасно – не опасно», «Пожарные», «Полезное - вредное», «Собери грибы в корзинку».

Центр творчества Обеспечить стендом для демонстрации детских рисунков и поделок для развития уверенности и положительной самооценки.

Центр книги Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям через создание альбомов с фотографиями детей и семьи, альбомов, отражающих жизнь группы и детского учреждения, разные занятия детей и взрослых; через расположение в группе картинок и фотографий, изображающих разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др., их действия, различные житейские ситуации.

Самообслуживание и элементарно

бытовой труд

Способствовать освоению простых способов общения и взаимодействия в совместных игровых и бытовых действиях через создание игровых ситуаций «Мы дежурим», «Накроем на стол», «Построим дом».

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки, приучение к соблюдению порядка с помощью расположения в группе технологических карт.

Художественно-эстетическое развитие Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная Центр творчества

Обеспечить глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды, скульптурами малых форм, иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е Чарушина и др., альбомами с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, картинками с красочными иллюстрациями, репродукциями для формирования сенсорного опыта и развития положительного эмоционального отклика детей на эстетические свойства и качества предметов.

Обеспечить детей наборами цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков, красками (гуашь, акварель, пищевые красители)

кистями для рисования, для клея, палитрами, емкостями для воды, красок, клея, салфетками для вытирания рук и красок, бумагой разных форматов, цветов и фактуры, картоном для рисования и аппликаций, глиной, пластилином (не липнущий к рукам, печатками, губками, ватными тампонами для нанесения узоров, трафаретами для закрашивания для развития художественного творчества.

Центр музыки и театра Создавать условия для восприятия музыкального искусства через рассказывание сказок с музыкальным сопровождением, выполнение двигательных образных импровизаций под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.

Поддерживать детское экспериментирование с музыкальными и немузыкальными звуками, а так же исследование качеств музыкального звука (высота, длительность, динамика, тембр) через расположение в группе игрушечных музыкальных инструментов: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.

Обеспечить аудиосредствами (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений, и видеосредствами, музыкальными инструментами (пианино, баян, аккордеон, гитара) для активизации слуховой восприимчивости.

Поддерживать желание участвовать в играх-драматизациях с помощью расположения в группе фланелеграфа с набором персонажей и декораций, различных видов театра (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой).

Восприятие художественной литературы и фольклора

Коммуникативная

Центр книги Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным произведениям, стремление внимательно их слушать

Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет малых фольклорных форм (потешек, песенок, прибауток, простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности.

Игровая

Конструирование

Познавательно-исследовательская

Центр конструктивной деятельности Обеспечить крупногабаритным напольным конструктором (из дерева, из полимерных материалов, комплектом больших мягких модулей, набором мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) для формирования умения различать, называть, использовать в постройке и анализировать постройку.

Поддерживать желание детей участвовать в создании индивидуальных и совместных композиций в конструировании с помощью карт-схем.

Развивать навыки сотворчества с взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук с помощью расположения в группе модульных конструкторов и конструкторов, соединяющихся по принципу ЛЕГО или иным образом, крупной мозаики с основой для выкладывания фигур, а также поддерживать в стремлении обыгрывания постройки.

Познавательное развитие Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Конструирование

Двигательная

Центр экспериментирования

Обеспечить универсальным столом с емкостями для воды и песка, предметами для переливания и вылавливания, черпачками, сачками, плавающими и тонущими предметами (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр., формочками разной конфигурации, емкостями разного размера, наборами для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки для освоения простейших способов экспериментирования с водой и песком.

Центр познания Способствовать освоению представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы через расположение в группе календаря природы, комнатные растения с четко выраженными основными частями (лист, стебель, цветок, ярко и обильно цветущие, наборов объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», картинок разной тематики (животные, птицы, овощи, животные с детенышами).

Обеспечить детей дидактическими играми типа лото, а так же играми «Кто что ест?», «Чей малыш?» и т. п. для формирования представлений о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Поддерживать стремление с играми и материалом, с которым можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное с помощью различных пирамидок, пирамид-башен из разноцветных элементов-стаканчиков, досок-вкладышей, рамок-вкладышей с цветными монолитными и составными формами, разными по величине, «Блоки Дьенеша», рамками-вкладышами Монтессори.

Обеспечить детей игрушками с втулками и молоточком для забивания, игрушками с подвижными элементами в виде зверюшек на платформе с колесами и ручкой для толкания и опоры при ходьбе, инерционными игрушками на колесиках в виде животных, сортировщиками с отверстиями и стержнями на общей основе, деревянными основами с размещенными на них неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами на тему «Северный полюс» и подвижными фигурками персонажей, юлой или волчком, набором из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения, матрешками (из 5-7 элементов) для развития умения устанавливать простейшие связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе, дальше, раньше, позже, а так же для овладения умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам.

Физическое развитие Игровая Центр физкультуры Создавать условия для занятия физическими упражнениями в группе с помощью следующего оборудования: мешочки для метания, скакалка детская, мячи резиновые (комплект, обруч пластмассовый (малый, палка гимнастическая, комплект разноцветных кеглей, набор мягких модулей, коврик массажный со следочками, сухой бассейн с комплектом шаров.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская Центр здоровья Способствовать воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью через расположение в группе ширмы «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», схемы: «Как правильно чистить зубы, умываться» и т. д., альбомов: «Помоги себе сам», «Полезная еда», «Здоровый образ жизни», «Какую пользу приносят?», «Что полезнее?» и т. д.

Публикации по теме:

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. МакетыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 01:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для проектирования образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ларина (УИ 563911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД